Вопрос Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты

Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жиз-

недеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные

ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях. Понятие системы

и иерархии ценностей. Структура системы ценностей. Ценностные трансвер-

сии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные

ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и

мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели.

Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности. Профес-

сионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в систе-

ме социальной работы. Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и

оценке деятельности и профессиональной деятельности. Место и роль этико-

аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функ-

ции, цели, задачи.

Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы. Поня-

тие об аксиологии социальной работы. Ценности как важнейшее основание

современной профессиональной социальной работы. Человек как высшая цен-

ность и цель деятельности в современной профессиональной социальной ра-

боте. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социаль-

ной работы. Функции аксиологической компоненты социальной работы: осно-

вополагающая, смыслообразующая, структурообразующая, системообразую-

щая, целеполагающая, праксеологическая, футурологическая, аналитическая и

другие. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры

специалиста в области социальной работы. Признание человека высшей цен-

ностью как важнейшее условие институциализации современной профессио-

нальной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.

Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология

Понятие системы ценностей современной российской профессиональ-

ной социальной работы, ее детерминанты. Типология ценностей в социальной

работе: ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (лож-

ные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; “непреходящие”

(“вечные”) и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и про-

фессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечело-

веческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструменталь-

ные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизнен-

ные; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетиче-

ские и т.п. Уровни ценностей.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной ра-

боте. Ценность человека и общества. Общечеловеческие этические ценности

(свобода, защищенность, справедливость, труд, коллективизм, равенство и

др.), их особенный характер в социальной работе и специфика реализации.

Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо чело-

века и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл

деятельности, профессионализм и др.) и особенности их реализации. Социаль-

ная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.

Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профес-

сиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с обще-

ственным и общечеловеческим идеалом. Тенденции в развитии идеала про-

фессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессио-

нальной социальной работы.

14 вопрос

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (см. ЦЕННОСТЬ).

15 вопрос

16 вопрос Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи

Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в архаическом обществе. Природная социальность как изначальное условие развития помощи и взаимопомощи в сообществе древних людей. Альтруизм и коллективизм как имманентные характеристики человека и условия выживания человеческого общества. Спонтанность и инстинктивность в оказании помощи в практике совместного общежития.

Традиционно-прагматический подход к определению ценности различных видов помощи и взаимопомощи. Влияние языческих и национальных религий, древнейших философских учений на формирование ценностного обоснования необходимости помощи и взаимопомощи в Древнем мире. Возникновение зачаточных форм благотворительности (предоставление приюта и кормление путников, чужеземцев), а также традиций общинной помощи.

Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку. Доктрины мировых религий как идеологическое обоснование моральной ценности помощи человеку. Сострадание и милосердие как религиозно-идеологические ценности и их роль в оформлении церковной, государственной, общественной и частной благотворительности. Морально-этическая ориентация в развитии системы общественного призрения в России и Беларуси.

Роль гуманистического учения в становлении ценностных основ помощи человеку. Социально-философский подход в обосновании профессиональной социальной работы на основе признания ценности человека и общества. Дополнение концепта социальной помощи концептом социального развития.

Рациональное обоснование профессионально-этических систем социальной работы и тенденция их кодификации в настоящее время. Этические принципы «социального равенства» и «социальной справедливости» как два базовых подхода к формированию национальных систем социальной работы. Вклад Международной Федерации социальных работников в разработку современных этических принципов и стандартов социальной работы.

17 вопрос

18 вопрос

19 вопрос

20 вопрос

21 вопрос

22 вопрос

23 вопрос

24 вопрос Тема 6. Деонтологические основы социальной работы

Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей профессиональной социальной работы. Основные категории деонтологии. Понятия долг и совесть. Противоречие должного и сущего в морали. Самоценность требований морального долга. Долг и обязанности.

Соотношение понятий «деонтология» и «профессиональная этика». Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений социального работника. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение. Основные принципы деонтологии социальной работы.

Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах взаимодействий в социальной работе. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством, перед клиентом и его близкими, перед коллективом (коллегами), перед профессией. Долг и ответственность социального работника перед самим собой. Авторитет и достоинство социального работника. Роль деонтологического потенциала социальной работы в решении социальных проблем.

25 вопрос

26 вопрос

Наши рекомендации