Вопрос 2. Государство как основной элемент политической системы общества

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Понятия «государство» и «политическая система общества» со­относятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления поли­тической жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в поли­тической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчи­вость. Оно выполняет основной объем деятельности по управле­нию, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнеде­ятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в поли­тической системе общества, так как оно:

1. Государство выступает как единая территориальная органи­зация политической власти в масштабах всей страны. Государст­венная власть распространяется на все население в пределах оп­ределенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространст­венных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории го­сударство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

2. Государство представляет собой особую организацию поли­тической власти, обладающую специальным механизмом, систе­мой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами за­конодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества госу­дарство применяет также принуждение, осуществляемое с помо­щью органов насилия – армии, служб охраны порядка и безо­пасности.

3. Государство организует общественную жизнь на основе права.Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязатель­ный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, админи­страции).

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобяза­тельности ее решений для населения; 6) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических ор­ганизаций; в) в обладании рядом исключительных прав, напри­мер, правом издания законов, имеющих для населения обяза­тельный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

5. Государство располагает системой принудительного взима­ния налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечива­ет его экономическую самостоятельность.

6. Государство выполняет общесоциальные функции и т.п.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов поли­
тики — политических партий, движений, групп давления и
т.п. (это, например, закреплено в Федеральном законе «Об
общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; в Федеральном законе «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятель­ности» от 12 января 1996 г. и др.);

• регистрирует их соответствующими органами (как правило,
министерством юстиции) и привлекает к участию в общест­венных и государственных делах;

• может осуществлять надзор за законностью деятельности
всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содер­жания и механизмов реализации властной воли. Они трансфор­мировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов за­конодательной, исполнительной и судебной власти в значитель­ной мере определяется теми функциями, которые выполняет го­сударство в конкретном обществе. Объем этих функций обуслов­лен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает ко­личество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрана окружающей среды и т.д. Разви­вающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жиз­недеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, сдержек и противовесов трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права.

Вывод: Государство входит в политическую систему как политическое, территориальное, структурное образование, а не какими-либо отдельными его органами, и выполняет свои функции во взаимодействии с другими социальными институтами партиями, профсоюзами, органами местного управления.

На основе указанных признаков можно сделать вывод, что государство является ядром политической системы.

Наши рекомендации