Вопрос № 12. Социология П. А. Сорокина: российский и американский период
Российский период творчества Сорокина характеризуется многосторонностью, которая означает, что Сорокин уделял внимание разным проблемам. Его сильно занимают вопросы преступности, семьи и брака, прогресса и эволюции, социальное значение войны. Сорокин уделял внимание вопросам сущности и структуре социологического знания, которая определялась исходя из понимания социологии как науки, которая изучает те общества, члены которой помимо участия в органических и неорганических процессах связаны между собой и психическим взаимодействием, под которым Сорокин понимал обмен идеями, чувствами, намерениями. Общество представляет собой совокупность людей, находящихся в процессе общения или же совокупность взаимодействующих между собой высших организмов. Следовательно, предметом социологии становится общие или родовые свойства общественных явлений, не изученные частными социальными науками.
Сорокин выделял разделы социологического знания:
1. общее учение об обществе;
2. социальная механика;
3. социальная генетика;
4. социальная политика.
Сорокина интересует теория социального прогресса. Он пытается найти объективный критерий прогрессивного развития общества. Поэтому высказывает сомнения в том, что можно рассматривать историю как непрерывное совершенствование средств и способов производства, развитие интеллекта, морали, роста знаний и солидарности. Сорокин утверждает, что объективным критерием прогресс может быть критерий счастья и благоденствия людей. Для оценки уровня счастья необходим анализ количества самоубийств.
В 1914г. Сорокин публикует «Преступление и кара. Подвиг и награда» - социальный этюд об основных формах общественного поведения и морали. Эта работа – реализация идей о социальном поведении. Она состоит из 2-х частей:
1) теоретическое обоснование тематики, где анализирует формы воздействия на поведение и их функции;
2) исследования происхождения и эволюции основных форм социального поведения.
Явление можно считать социальным, если оно представляет собой обмен психическими переживаниями, которое принимает психологическую форму и воплощается в материальных вещах.
Основой классификации актов поведения у Сорокина становится анализ тех психических переживаний, которые сопровождают то или иное действие. Сорокин полагает, что все акты поведения, которые включают в себя делание или неделание чего-либо, воздержание или терпение можно разделить на 3 группы:
1. акты дозволенно-должные соответствуют представлению о должном, представляют реализацию прав и обязанностей.
2. рекомендуемые, которые не противоречат должному, но представляют собой сверхнормативную роскошь.
3. запрещенные, которые противоречат представлениям о должном и нарушают нормы.
Этим 3-м типам соответствуют 3 типа реакций: преступление – наказание; подвиг – награда; дозволенное поведение – должная функция.
«Система социологии» Сорокина является основным сочинением его российского периода, в котором содержаться положения, развиваемые в американский период. Своей задачей Сорокин поставил – разложить общественную жизнь на составляющие ее взаимодействия и по этим взаимодействиям воссоздать полностью картину общественной жизни. Простейшим явлением, поддающимся наблюдению является взаимодействие двух людей, а элементами взаимодействия являются индивидуальные акты поведения и проводники взаимодействия.
Все взаимодействие Сорокин подвергает классификации:
· антогонистичексие и социальные;
· шаблонные и нешаблонные;
· односторонние и двусторонние.
Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценить. Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идей, сформулированные им и развитые в работах 1910 – 1920-х гг., оказали значительное влияние не только на российскую, но и на мировую социологию всего 20 века. Не случайно, переехав в США осенью 1923г., Сорокин за короткое время – в течение 7 – 10 лет – сумел выдвинуться в ряд наиболее известных и влиятельных социологов . именно он получил приглашение создать социологический факультет одного из самых престижных университетов в США – Гарвардского – и стать его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретические положения своей социологии, корни которой восходят к российскому периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательский центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практических методик установления в отношениях между людьми добра, справедливости, действенной любви.
Он много сделал для становления социологического образования в России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ по изучению социологии в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».
Зарубежный период творчества Сорокина начался в 1922г., когда он покинул Родину. Одной из первых печатных работ является «Листки из русского дневника», где он описывает события отечественной истории.
Основные работы: «Социология революции», «Социальная мобильность», «Основание городской и сельской общины» (20-30-е гг. XX в.).
В «Социологии революции» Сорокин связывает причины восстаний и революции с невозможностью в определенных социальных условиях удовлетворять потребности.
В 30-е гг. он издает «Социальную и культурную динамику», а в нач. 40-х адаптивный вариант «Кризис нашего времени».
В 60-е гг. обосновывает идею конвергенции, т.е. мысль о том, что будущее принадлежит не капитализму и социализму, а типу общества, находящемуся между ними. В современном мире по Сорокину происходит с одной стороны – кризис капиталистической системы, а с другой – кризис коммунистической системы, неспособной удовлетворять потребности людей. Основой конвергенции является сходство в коммунистических и капиталистических типах общества системы ценностей, образования, науки, искусства, права. Постепенный уход советских философов от ортодоксального марксизма Сорокин считал признаком сближения систем. В результате сближения систем появляется новый смешанный тип общества, который может быть приведет к возникновению универсальной системы порядка в глобальном масштабе. Для зарубежного периода творчества Сорокина характерны т.н. интегралистские тенденции, т.е. стремление синтезировать знания, построить интегральную социологическую модель.
Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина проходит идея интегрализма. Наиболее ярко она проявилась в анализе личности и общества. «Новая интегральная теория личности не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексивно-инстиктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом».
Человек интегрален по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами – чувствами, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека становится полным.
В теории интегрального типа общества Сорокин пытался представить свой вариант будущего.