Вопрос 35. Социология революции Питирима Сорокина

Питири́мАлекса́ндровичСоро́кин (1889,Российская империя —1968, США) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Социология революции

П.А. Сорокин видел задачу социолога в осмыслении революции, прежде всего, как социального явления с присущими ему чертами. Свои выводы и обобщения он сделал на основе опыта большинства известных истории революций, уделив значительное внимание русской революции 1917 г. как одной из величайших революций в мировой истории.

Определение революции

Анализируя революции, П.А. Сорокин был далек от однозначно положительных или отрицательных оценок этого сложного явления. По его убеждению, научное изучение революции должно быть исключительно объективным, свободным от субъективных мнений.

революция означает:

1) кардинальные изменения поведения людей, их психологии, идеологии, верований и ценностей;

2) изменения биологического состава населения, процесса его воспроизводства;

3) деформацию социальной структуры общества;

4) крупные сдвиги в фундаментальных социальных процессах.

При этом революция – худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни народа. Обещая на словах реализацию величайших ценностей, революции часто приводят совсем к другим результатам, когда экономическое и культурное положение людей, наоборот, значительно ухудшается. Даже если революции и добиваются каких-то положительных результатов, то достигается это громадной ценой, благодаря чудовищным жертвам.

Причины.

Непосредственной предпосылкой любой революции он считает подавление «базовых инстинктов» большинства населения, а также невозможность их даже минимального удовлетворения.

· Одной из самых главных причин революций социолог считает подавление «пищеварительного инстинкта» населения: голод всегда провоцирует революционную ситуацию.

· Не меньшее значение имеют подавление «импульса собственности» в результате экономической дифференциации, роста нищеты и подавление «инстинкта самосохранения» как индивидуального, так и коллективного, особенно во время войны.

· Также играют роль подавление «импульса свободы» и «инстинкта самовыражения» способностей человека.

· В войне П.А. Сорокин видит мощный «инструмент смерти», который жестоко подавляет инстинкт самосохранения как индивидуальный, так и коллективный, подвергая опасности целые социальные группы. Неудивительно поэтому, что войны часто приводят к социальным взрывам. В связи с этим многие революции, в том числе и русская, происходят сразу или во время неудачных войн

Необходимыми условиями для революционного взрыва являются:

1) растущее подавление базовых инстинктов;

2) их всеобщий характер;

3) бессилие организаций, обеспечивающих социальный порядок, и отсутствие у них достаточного арсенала средств для подавления революционного стремления населения.

Наиболее революционными становятся социальные группы, базовые инстинкты которых подавляются наиболее интенсивно. Именно они становятся носителями самых радикальных настроений. На вопрос: почему, например, пролетариат – наиболее революционный класс общества, П.А. Сорокин отвечает: «Да потому, что его собственнический инстинкт подавляется больше, чему любого другого класса. Он почти ничем не владеет; дома, в которых живут рабочие, принадлежат не им; орудия труда не являются его собственностью; его настоящее, социально не гарантировано; короче, он беден как церковная крыса. Зато со всех сторон он окружен непомерными богатствами. На фоне этого контраста его собственнический инстинкт подвергается значительным раздражениям.

Анализируя русскую революцию 1917 г., П.А. Сорокин отмечает, что накануне революции в России у 95 % населения подавлялись все вышеназванные базовые инстинкты. Наиболее революционными были рабочие, солдаты, крестьяне, различные маргинальные группы населения. Февральская революция ничего не дала трудящимся массам, кроме «свободы на бумаге». В частности, не улучшилось экономическое положение людей, росла нищета, базовые инстинкты по-прежнему подавлялись. В результате Октябрьская революция стала неизбежной.

Фазы революции

1. Первая фаза революции, характеризуемая, в основном, радостью освобождения от старого режима и стихийным разрушением всех основ старогообщества, Советское правительство в течение нескольких месяцев после прихода к власти дало людям свободу. Однако через несколько месяцев ситуация резко изменилась.

2. Деструктивная фаза, в ходе которой новая власть стремится ввести бунтующую стихиюв определенное русло, придать ей определенные формы, создать на развалинах старого общества новый коммунистический строй. Но так как этот строй противоречил «всем основным импульсам и инстинктам человека», то привела к полному развалу общества. В период 1918–1920 гг. крестьяне, рабочие и солдаты ис-пытали немало лишений от голода, принудительного труда, бюрократизма и тирании новой власти. Гражданскаявойна, чрезмерное обнищание, эпидемии, голод стали главным препятствием на пути консолидации различныхсоциальных сил. Недовольство народа привело к антисоветским восстаниям и крестьянским мятежам.

3. Только в1921 г. вторая фаза революции сменилась третьей – конструктивной, связанной с новой экономической политикой.

По мнению Сорокина, эти три фазы проходят все революции.

Большое значение имеет вывод П.А. Сорокина о том, что революция может произойти только в обществе, которое не смогло развиваться, постепенно реформируясь. Если в ходе этой революции общество оказалось способным выжить и развиваться дальше, оно возвращается к своим истокам, прошлым институтам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству и единению всех социальных групп. Революция приходит к своему огическому концу, сходит на нет и прекращается.

Законы революции

В книге "Социология революций" он доказывает, что революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон "социального иллюзионизма". Для доказательства действенности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 г., с действительностью, наступившей через два-три года. Например, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое - у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеба - получили голод и вымирание.

Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита.

Еще один закон, сформулированный Сорокиным для общества кризисного периода, был назван им законом позитивной и негативной поляризации. В соответствии с этим законом люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая - к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс). Индивиды могут тяготеть либо к одному, либо к другому полюсу. Это значит, что в обществе может наблюдаться рост ожесточения, криминальных деяний, эгоизма, самоубийств, равно как и активизация творческих усилий, альтруизма, стремления жить по моральным заповедям.

Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы:

а) сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ;

6) государство, стимулировало творческую активность населения;

в) утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и для населения.

Социолог утверждал в связи со сказанным, что в форму производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая "личным интересом" работника.

Голод

Сорокин исходил из положения, что Социолог должен строить свою дисциплину на данных биологии, он обязан считаться с ними; больше того, там, где это возможно, он должен сводить изучаемые им процессы к их биологическим основам» Биологические основы общественной жизни, зависят в основном от физиологии высшей нервной деятельности людей.так как психологические явления в «чистом» виде невозможно объективно научно наблюдать, то социолог должен ограничиться только изучением наблюдаемого поведения людей.

Для Сорокина главной причиной социальных изменений выступал биологический фактор количество и качество питания, поступающего в организм различных людей.он объяснял именно «колебаниями кривой питания» не только психологию, идеологию, мораль, религию, социальную дифференциацию, но и победу Октябрьской революции. «Одним из довольно частых социальных эффектов массового голода, служит изменение экономической, а, в связи с нею, и всей социально-политической структуры голодающего общества».

Сорокин писал, что «существует функциональная связь между колебанием кривой питания общества и варьированием ею идеологии. С изменением первой "независимой переменной" меняется и "идеология общества", и меняется в том же направлении. В "эпохи Голода" это изменение сказывается в усиленной и успешной прививке членам общества такой идеологии, которая при данных условиях благоприятствует насыщению голодного общественного желудка, и в падении успеха идеологий, препятствующих этапу насыщения. Обратное происходит в эпохи перехода общества от голодного к сытому состоянию»

Как утверждал Сорокин, изменение идеологий под влиянием этого фактора может осуществляться довольно многообразно и очень разнородно по своей конкретной форме, и следующим образом подробно остановился на социалистически-коммунистических идеологии.«Пока общество или огромная часть его сыта, нет никакой необходимости в коммунистически-уравнительных актах и поступках. И без этих мер — люди сыты. В таком состоянии у них устанавливаются соответственные формы поведения, убеждения, запрещающие посягать "на чужое достояние", "отнятие чужого добра — недозволенным" и т.д.Но вот наступает голод. Допустим, что все другие меры, кроме захвата богатств и "скопов" у богачей данного общества, не покрывают голод. В таких условиях голод толкает голодных к захвату, разделу и "коммунизации", как к единственному средству утоления голода. Чтобы такое поведение было возможно, необходимо подавление всех, мешающих этому рефлексов. Это значит: голод у голодных, поставленных в указанные условия, должен вызывать появление, развитие и успешную прививку коммунистически-социалистически-уравнительных рефлексов, "коммунистически-социалистической идеологии". Последняя в таких голодных массах находит прекрасную среду для прививки и распространения и будет "заражать" их с быстротой сильнейшей эпидемии.. Совершенно неважно, под каким соусом она будет подана и как обоснована: по методу ли Маркса или Христа. Эти обосновывающие, мотивирующие и оправдывающие "тонкости" массе совершенно неважны, они ей недоступны, она ими и не интересуется. А важно лишь то, чтобы идеология благословляла на акты захвата, раздела, поравнения, чтобы она прямо на них наталкивала, их одобряла. А почему, на каком основании — это дело десятое. Если какое-нибудь обоснование есть — отлично. Если нет тоже не беда...»

Значит, для успеха таких идеологий необходимы два основных условия:

1) резкий значительный рост дефицитного или сравнительного голодания масс, при невозможности утоления его иными путями,

2) наличность имущественной дифференциации в стране.

Чем резче будут оба условия, тем при равенстве прочих условий подъем успеха коммунистически-социалистической идеологии будет быстрее и сильнее, тем легче она будет прививаться к голодным, тем больше будет ее успех»

Наши рекомендации