Интегральная социология П.А. Сорокина

Один из виднейших классиков социологии, стремившийся привести в социологию все достижения философии, этики, психологии и других наук которые поясняют поведения других людей. Сорокин рассматривал человека как совокупность всех его эпостасий: биологической, психологической и социальной. Благодаря наличию двух этих компонентов его учения получили название “Интегральной социологии”.Другая «сторона медали» это все достижения общ. наук, человек в совокупности: и животные исонце…Мыслитель различает теоретическую и практическую социологию. Разделами теоретической социологии являются:

- социальная аналитика ( численность, состав населения, рождаемость, смертность и т.д);

- социальная механика (исчерпывает физиологию общества. Есть 3 части соц механики. 1)учение о раздражителях человеческого поведения и факторах соц процессов. Есть 3 фактора. а) Факторы космические. Бывают простые(температура, свет, звук, влажность) и сложные( климат, состав земли, рельеф поверхности) б) биологические: инстинкты питания, индивид и групп самозащита. в) соц-психологические: простые( идеи, чувства-эмоции, влияние людей), сложные (знания( точная наука) и их роль, искусство и его соц роль, соц. роль денег, разделения труда, власти..) 2)Изучение процессов, совершающихся в среде данного населения ( как питается данная группа? как учится и умственно развивается эта группа) 3) изучение маханики соц процессов на анализе судеб личности с момента появления и до момента ее смерти( почему жизнь сложилась так, а не иначе; влияние соц. сил на личность)

-Социальная генетика (изучает развитее конкретных исторических форм общественного).Пример: как сформировался социальный институт армии.

Практическая социология: Взаимодействие по Сорокину – это первичная единица социального анализа. Если разлагать взаимодействия на составные части, то можно понять самые сложные социальные явления. При анализе взаимодействий Сорокин руководствовался:1. изучением индивидов,2.изучением действий,3. исследованием проводников, явлений передающих действий (язык, деньги, цветы, жесты, музыка…). Нужно знать значение вещей передающих действия(общение). Сорокин рассматривал общество, как особое социальное пространство, где индивид или группа занимает особое место. Причем это не просто положение, а статус, тоесть положение соотнесённое с положением других субъектов. В настоящее время, социология выделяет, 2 вида статусов: достигаемый и предписанный. Достигаемый – статусная позиция, которую приобретает индивид, благодаря своим усилиям. Предписанный статус – позиция, унаследованная от рождения. С понятие соц. статуса тесно связано понятие соц. роли, кот определяется как поведение, ожидаемое от того, кто имеет опр. соц. статус.( преподаватель – воспитание; гражданин – покупатель и т.д)

Сорокин автор концепций социальной стратификации и социальной мобильности (перемещение людей по позициям социального пространства). Вертикальная мобильность – социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.( переход с должности учителя на должность директора) Восходящая мобильность – переход на более высокую социальную позицию, а на более низкую – нисходящая мобильность. Пример групповой восходящей мобильности - Октябрьская революция 1917г, для рабочих стала причиной групповой восходящей мобильности ("кто был ничем, тот станет всем"), а для аристократии и буржуазии - временем потери своего положения, т.е. нисходящей мобильности. Перемены, происшедшие в постсоветской России 1990-х гг., стали также фактором вертикальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности наших соотечественников. Горизонтальная – социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса (переход на другую работу в той же должности, смена места жительства, учитель из одной школы в другую). Сорокин утверждал, что социальное неравенство существовало, и будет существовать всегда. Например: координация действий не возможна бес субординации, иерархического соединения, которое и воспроизводит неравенство. Сорокин ввёл два понятия стратификации. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев. Политическая стратификация (по критериям влияния и власти) и профессиональная стратификация (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей). Маркс связывал причины революций только с экономическими характеристиками, а Сорокин ещё и с социальной мобильностью(изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве). В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: 1)чувственный(преобладание материальных и унитарных ценностей: жилье, питание и т.д), 2)Идеациональный (гиперболизация потустороннего мира, земные блага второстепенны. Пример европейского средневековья « Архитектура и скульптура средних веков была «Библией в камне» лит-ра также насквозь пронизана религией и христианской верой. В общем все базировалось на Боге и религии. 3) Интегральный тип ( золотая середина между дмумя первыми)

Сорокин стоял в оппозициях, что совершенствовать общество могут только реформы. (Революция это быстрый способ. Сорокин был против революции, т.к он знал истории около 15-ти революций и знал, что « Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, пользуются негодяи)

26. Виды социологических исследований.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное {исследование} решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему {инструментарии}.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие {сроки}. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в, результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования – после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования – панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Помимо названных в социологии используются – хотя значительно реже – специальные виды социологических исследований.

Наши рекомендации