Личность как ансамбль общественных отношений (К.Маркс) и социальный тип.

К. Маркс уделял большое внимание анализу социального детерминизма, объясняющего механизм взаимодействия общества и личности. Его подход оказался вполне историчным. Он заключался в том, что этот механизм не является раз и навсегда данным для всех времен и народов. На каждом этапе исторического развития взаимодействие общества и личности имеет особый характер, обусловленный совокупностью жизненных обстоятельств конкретной общественной формации и ее экономического базиса. При этом человек рассматривался Марксом не только как объект социального действия, но икак его субъект, способный активно видоизменять свою среду.

Для социологии имеет большое значение акцент на изучении не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества, конкретного чело­века. Именно такой подход был сформулирован Марксом и неоднократно применен в процессе социально-теоретического анализа. В этой связи для последующего развития социологии ценность и интерес представляют Марксовы идеи, касающиеся изучения человека. В «Немецкой идеологии» можно найти следующее суждение: «Условия, при которых происходит об­щение индивидов..., представляют собой условия, относящиеся к их инди­видуальности, и не являются чем-то внешним для них; это — условия, при которых эти определенные, существующие в определенных отношениях индивиды только и могут производить свою материальную жизнь и то, что с ней связано; следовательно, они являются условиями самодеятельности этих индивидов, и создаются они этой их самодеятельностью».

Такие рассуждения позволили Марксу прийти к выводу о том, что, раз вия своей жизни человек меняет сам, нужно сделать их действительно человеческими, т.е. преобразовать в корне весь социальный мир. Во­прос в том, как это сделать. Маркс считал, что основной способ должен быть революционным. Однако эта позиция вызывает Серьезные возраже­ния. Опыт показал, что все без исключения революции, несмотря на гу­манные лозунги и задачи, которые они ставят, оказываются антигуман­ен в плане средств их реализации. Можно, следовательно, говорить о противоречии между целями и средствами их достижения при решении проблемы переустройства общества в учении Маркса, ; Рассматривая проблему взаимодействия общества и личности в истории человечества, он видел несколько вариантов ее решения. Один из них исключительно в интересах общества, другой, наоборот, в интересах личности, третий должен был уравновесить эти интересы. Поскольку в общей концепции Маркса примат отдавался общественному (общественной собственности на средства производства, коллективному труду, установлению, с одной стороны, равенства между всеми людьми, с другой — господства большинства над меньшинством и т.д.), постольку предпочтение взаимосвязи общества и личности отдавалось Первому. Почему проблема взаимодействия общества и личности была решена в его пользу? Ведь Маркс немало писал о счастье людей, необходимости создания условий для его обеспечения, о развитии личности, которое ) должно стать самоцелью, более того, не просто о развитии, а его особом качестве, которое было названо всесторонним и гармоническим развити­ем личности. Был провозглашен принцип, согласно которому свободное и всестороннее развитие каждого является условием свободного и всесто­роннего развития всех. Создание коммунистического общества считалось невозможным без реализации этого принципа.

Однако личный (частный) интерес и права отдельного человека никог­да не ставились Марксом во главу угла общества и государства как его ос­новной структуры. Центральная идея его концепции состояла в том, чтобы сначала построить тотальное общество, общество для «всех» (или, по край­ней мере, для большинства), в котором будут создаваться необходимые ус­ловия для развития «всех». Это означало признание того, что личность есть следствие, результат, продукт общества как первоначальной и главной ре­альности, которое Маркс рассматривал как ансамбль (совокупность) обще­ственных (в основе производственных) отношений. Отсюда вытекало под­чинение личности широко понимаемым социальным приоритетам и признание справедливым лозунга «что хорошо для общества, то хорошо для каждого его члена». Иллюзорность и ущербность этого лозунга в усло­виях советского общества сегодня всем хорошо понятна. Но он следовал из всей Марксовой концепции взаимодействия общества и личности.

Наши рекомендации