В чем заключаются особенности социологических методов исследования?

Понятие социального

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное?

Это понятие относится к числу фундаментальных категорий социологии. Оно способствует осмыслению многих процессов в обществе. В отличие от таких категорий, как "экономическое", "политическое", "идеологическое" и т.п., которые выражают различные функции общества, категория "социальное" отражает и выражает специфику общества в целом. Социальность, понятая в широком смысле как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности, выступает интегральным, сущностным качеством общества.

В обществоведческой литературе советского периода отсутствовало чёткое разграничение между понятиями "общественное" и "социальное". Это объясняется, с одной стороны, сложившейся языковой традицией, когда "социальное" понимается как "общественное", с другой – многолетним пренебрежительным отношением к социологии в нашей стране.

В Западной Европе и США, где динамично развивалась эмпирическая социология, понятие "социальное" традиционно использовалось в узком, собственном значении. Это вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определённой стадии развития обществоведения в научный оборот было введено понятие "социум" и его производное "социетальное", используемые для характеристики общества как целостности, всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.).

С развитием социологической науки в нашей стране термин "социальное" также приобрёл самостоятельное значение, трактуется в узком смысле. Так, по мнению Г.В. Осипова, социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Как видим, специфика социального устанавливается путём ограничения предметного содержания понятия "общественного".

Во-первых, берётся не всякая деятельность людей, а лишь одна из её существенных сторон, − "обработка людей людьми".

Во-вторых, данная сфера ограничивается взаимодействием людей как общественных субъектов.

В-третьих, это общее свойство присуще различным индивидам и группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений.

В-четвёртых, социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов и социальных групп. Характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами зависит от их места в различных общественных структурах.

В-пятых, социальное проявляется через взаимодействие различных индивидов и групп индивидов в процессе как непосредственного, а так и опосредованного общения.

Итак, подытоживая разговор о "социальном", отметим, что данное понятие употреблялось и употребляется в двух значениях: "социальное" как "общественное", отличное от "природного", и социальное в узком, собственном смысле слова, как отличное от "экономического", "политического", "духовного".

№2

Структура и методы соц-ии

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

-фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

-прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

-социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, какотраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимаютконкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информации Методы
Документальный Анализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический опрос
Социальный опыт Экспертный опрос
Организованная группа Эксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

-вводная часть (введение в проблему),

-основная часть (вопросы по проблеме),

-заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка…

Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Значение социологии чрезвычайно возросло в наши дни, после распада советского блока и образование из бывших советских республик новых независимых государств. Сейчас мы живем в условиях переходного периода, когда осуществляется переход от тоталитарного, авторитарного общества к либерально-демократического общественного устройства. Это время, когда разрушены устои старого общественного строя и в тяжелых муках рождается новый. В Украине до сих кардинальных изменений прилагаются процессы построения государства и консолидации нации. Ситуацию осложняет то, что до сих пор сохраняются остатки тоталитарной системы и соответствующей ей ментальности "советского человека", бывшие экономические отношения; отсутствует стратегия переходного периода, четко не очерчены пути и направления перехода к демократии. Все это нужно как можно быстрее преодолеть для успешного становления демократического общества в Украине и ее полноправного вхождения в мировое сообщество. Именно поэтому сейчас и возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования. Которым является общество, в котором мы живем, каковы перспективы его развития, сможем ли мы участвовать и влиять на общественные процессы, овладеть наукой разумного управления и регулирования этими процессами в современной жизни - на все эти вопросы поможет найти ответ социология.

№4

Заключение

Хочется подчеркнуть, что появление социологии Конт связывал не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной.
Развитие общества, по Конту, является проявлением “Закона трех стадий”. Огюст Конт считал, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивистской.
Процесс отделения социального познания от традиционной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирования создают направление, которое привело к позитивному знанию, в основном обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание исключает из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности.
Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции – индустриализации и прогресса общественной практики – эмпирико-сенсуалистическая линия познания превращается в позитивизм. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологического влияния рациональной философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физиологическим основаниям). Тем самым открывается возможность для раскрытия практического, прикладного потенциала социального познания с одной стороны. С другой - для использования эмпирических методов получения научного знания.
Таким образом, начало XIX в. ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется "социальной физикой", "социальной физиологией", а затем "социологией" - наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.

№5

Социология античности

Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество это естественноеобразование; человек существо по природеи изначально социальноеи альтруистическое; вне общества он существовать не может. Отсюда следует, что государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

Согласно другой традиции, общество это искусственноеобразование; человек существо по природеи изначально антисоциальноеи эгоистическое; естественное состояние человека внеобщественноеи дообщественное.Общество это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных, в конечном счете, по их собственной воле и для их собственного блага.

Между отмеченными двумя позициями существует множество про-межуточных точек зрения.

Наиболее ранний и выдающийся представитель первой традиции древнегреческий философ Аристотель, которого вообще можно считать главным предшественником социологии в античном мире. Он утверждает, что человек представляет собой существо общественное еще в большей степени, чем пчелы и разного рода стадные животные. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения он рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных отношениях: мужжена и господинраб.

Совокупность этих первичных объединений образует селение. В свою очередь соединение селений составляет высшую форму социального существования государство (в греческой форме полис, городгосударство). Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием существования человека.

Помимо Аристотеля к идее общества как естественного образования в античности склонялись и стоики, в том числе самый выдающийся из них, римский философ и писатель Луций Анней Сенека. В своем сочинении «О благодеяниях» он поет настоящий гимн обществу, доказывая, что оно опирается на природные основания и взаимопомощь людей.

И все же представление об обществе как результате естественного развития не было господствующим ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал взгляд, согласно которому общество это искусственное образование, результат изобретения и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или самих членов определенных обществ. Такой точки зрения в античности придерживались Платон, Эпикури его последователи (в частности, Лукреций), Карнеад,римские юристы Гай, Ульпиани др. Но и представители этой традиции, считая общество изобретением человека, как правило, исходили из того, что оно основано на фундаментальных потребностях людей и выполняет в их жизни важнейшие функции.

Античное понятие общества в сравнении с тем, каким оно стало впоследствии, имело более узкое и вместе с тем более определенное и конкретное значение. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность. Это, прежде всего семья и имущественное объединение, основанное на тесных эмоциональных связях, юридических договорах и конкретных практических целях. Поэтому Аристотель начинает рассмотрение общества с семьи. Кроме семейных союзов под обществом понимались объединения друзей, коммуны, братства. Но главным образом обществами назывались союзы, заключаемые для каких-то имущественных целей. Это понятие носило преимущественно договорно-юридический характер. Когда же древние греки и римляне применяли понятие общества к государству, это понятие выражало отчасти действительность, отчасти стремление, пожелание, идеал.

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл

человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX - VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались

Социально-экономические изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру -- думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)». Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода.

Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.

Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом.

Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе (здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-просветителей).

Плодотворная мысль о естественно - историческом характере общественных закономерностей, а также постановка вопроса о необходимости опоры нетвердый теоретический фундамент при проведении социологических исследований - вот какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования, применяемых в социологии.

Социальная динамика

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем.

Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции.

Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм.

Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.

В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой,

Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии Конт выделяет:

1. первичные факторы;

2. вторичные факторы;

Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения.

Общество проходит через три стадии:

1. теологическая;

2. метафизическая;

3. иозитивная.

Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.

1. Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она делится на три периода:

1. фетишизм;

2. политеизм;

3. монотеизм.

При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов; политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.

2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии. Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы.

Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок.

Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

3. Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

1. победа альтруизма над эгоизмом;

2. рост социальных чувств;

3. обеспечение легкой и приятной жизни;

4. быстрое развитие материальной культуры общества;

5. справедливость и мир.

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.

Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения общества как целого.

Позитивная политика

Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.

В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.

Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.

Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.

Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.

Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира.

Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов.

Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а собственников - как служителей человечества,

В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть необходимо отделить от ивдитического и хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства.

Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.

Соц-ия Вебера

Ярким представителем классической социологии является выдающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864–1920). Он является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. В отличие от Дюркгейма, который считал основной задачей социологии исследование общественных структур (структурно-функциональный анализ), Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной. Не только общество оказывает влияние на человека (группу), но и человек, преследуя свои цели и интересы, осознанно взаимодействует с другими людьми и тем самым создает социальную реальность.

Задачей социологии (по Веберу) является исследование осмысленного взаимодействия людей через призму общепринятых образцов. В этом и заключается суть и смысл понимающей социологии.

Нетрадиционный тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, — это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания классическая социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая тракт

Наши рекомендации