Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Классификация методов. Исследовательские возможности различных методов

После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению поставленных задач.

Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необхо­димо ориентироваться на использование определенной совокуп­ности методов психолого-педагогического исследования – т.е. способов изучения психолого-педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Исследовательские методы группируют по различным призна­кам.

По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направ­ленного преобразования.

По уровню проникновения в сущ­ность выделяют группу методов эмпирического исследования, осно­ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо­делей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являютсянаблюдение и эксперимент.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К исследовательским методам, позволяющим получить эмпи­рические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результа­тов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод неза­висимых экспертов или компетентных судей), создание диагнос­тических ситуаций и др.

Изучение литературы и других источников.Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состоя­ние изучаемого объекта, служит способом создания первоначаль­ных представлений и исходной концепции о предмете исследова­ния, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накоплен­ный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Наблюдение является одним из основных исследовательских методов - это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и пове­дения человека или особенностей протекания изучаемого явле­ния или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическо­му или психолого-педагогическому осмыслению зафиксирован­ных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фак­тов. Применение метода наблюдения завершается анализом и ус­тановлением взаимосвязи между фактами наблюдения и выска­зыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протека­ния исследуемого явления или особенностей поведения изучае­мого человека. Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различ­ным признакам. По признаку «временной» организации различа­ют наблюдениенепрерывное и дискретное. По объему —широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про­цессом развития личности как таковым) иузкоспециальное, на­правленное на выявление отдельных сторон явления или отдель­ных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюденияневключенные и включенные.

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уро­вень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предва­рительно продуманные вопросы. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколирова­нием, протокол составляют после беседы. При осмыслении дан­ных беседы учитываются все сведения, полученные другими ме­тодами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других ме­тодов. Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его отве­там на какой-либо заранее сформулированный вопрос или груп­пу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента). Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Тестирование — это исследовательский метод, который позво­ляет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследова­телю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также от­ношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обыч­но получают некоторую количественную характеристику, пока­зывающую меру выраженности исследуемой особенности у лично­сти. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Бывают: тесты способностей, тесты достижений и др.

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в кон­такт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предше­ствующей деятельности или размышлениями о том, какие изме­нения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отно­шений. Оценивание (другие названия — метод компетентных судей, рейтинг) — это исследовательский метод, связанный с привлечением к оцен­ке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают совпа­дающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным. Экспертное оценивание может проявиться и как методобобще­ния независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные характери­стики исследуемого объекта, а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, ре­комендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступаетпсихолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, об­щим поиском мер, необходимых для достижения лучших резуль­татов.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или професси­ональной деятельности с методом оценивания может проявиться как методдиагностических ситуаций. Этот метод связан с исполь­зованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие си­туации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориента­ции, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оцен­ку.

Эксперимент — это исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функцио­нирования изучаемого явления. Различают лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудова­ние и регистрационные приборы. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лаборатор­ного эксперимента отражает некоторую часть реаль­ной ситуации и может быть ее моделью. Естествен­ный эксперимент проводится в реальных для испы­туемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаски­ровать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут бытьконста­тирующими или формирующими. Эксперимент становится конста­тирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, при формирующем эксперименте создают искусственные условия психологического и педагогического воздействия на испы­туемых.

Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных. Дело в том, что психолого-педагогические измерения, выполнен­ные с помощью различных тестов, опросников, всегда сопровож­даются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария, различные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений. Поэтому резуль­тат психолого-педагогического исследования имеет вероятност­ный характер, следовательно, необходимо доказывать статисти­ческую достоверность (значимость) полученных результатов.

Теоретические методы связанны с анализом и синтезом, с абстрагированием, моделированием и т. д., необходимыми для проникновения в сущность изучаемого. Исто­рически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Однако для продуктивного психолого-педагогического иссле­дования использования одних эмпирических методов недостаточ­но. Ограниченность эмпирических методов и добываемого ими знания — в невозможности с их помощью проникнуть в глубин­ную сущность вещей, вскрыть за внешним внутреннее, устано­вить причинную связь, выявить необходимость, движущие силы, тенденции изменения. Кроме того, эти методы главным образом фиксируют суще­ствующее. Для конструирования новых систем они не годятся. В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемо­го, раскрытие его внутренней структуры, источников происхож­дения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, но в объяснении, почему они суще­ствуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразо­вания. Теоретические методы (и в этом их недостаток) не оказы­вают непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяют обнаруживать в фактах скрытые зако­номерности, общее, необходимое, существенное, понять взаи­мовлияние определяющих развитие факторов.

Наши рекомендации