Методология психологического исследования. Классификация методов. Особенности социально-психологических исследований.

Методология-это учение о методе; область научной деятельности в ходе кот-й изучаются и преминяются общие и частные методы научных иссл-й, а также опр-е. объекта, предмета и методов исследования. Метод-это способ научного знания или практической деят-ти, кот-й реализует познавательную позицию субъекта к объекту исследования. Методика- система и последовательность действий исследования средств, куда входят инструменты, приборы и обстановка, позволяющая решить исслед-ю задачу.

В современной науке термином методология (от греч memodos- путь исследования или познания, logos - понятие, учение), обозначают три разных уровня научного знания.1.Общая методология– (общие принципы исследований) это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия дополнительности и т.п. Для социальной психологии это диалектический и исторический материализм; 2.Специальная или частная методология– система частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания: принцип деятельности, принцип развития и др.; 3. Совокупность конкретных методических приемов – множество методик исследования, терапии, развития и т..д. анкета, тест, социометрия.

Структура методологи-го знания (отеч. псих.): 1-уровень филосовской методологии * 2-уровень общенаучной методологии 3-уровень конкретно-научной методологии 4-уровень процедуры и техники исследования у каждого она своя.

Принципы методологии: 1) единства сознания и деятельности; 2) принцип детерминизма; 3) принцип системности; 4) принцип объективности (процедура исследования должна быть организована так, чтобы быть максимально независимой от личности исследователя и среды).

Чтобы говорить о методологии исследования надо выделить черты или особенности современного научного исследования: 1) оно имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки; 2) идет дифференцирование: решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи; 3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез; 4) его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если суммировать черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Классификация методов исследования: 1.Гетенгенская мировая: 1)эксперемент,2)наблюдение, 3)психолгические измерения, 4)психодиагностика. 2.Рубенштейн: 1)наблюдение, 1)эксперемент

3.Ананьев: 1)организационные методы-сравнительный, лонгитюдный, комплексный 2)эмпирические-обсервационный(наблюдение),эксперемент, психодиагностика,анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, биографический 3)способы обработки данных (мат.статистика) 4)интерпритация метода-генетический, структурный.

Подготовка любого социологического исследования начинается с разработки программы: проблемы исследования, цель, задачи, обект, гипотезы, выборка, методика.

52. Общая характеристика психологического наблюдения. Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом организованное восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующая от него вмешательства в жизнь наблюдаемого явления. Научное наблюдение подчинено определенным практическим или теоретическим целям, осуществляется по заранее разработанному плану или программе. Наблюдение можно рассматривать как Дея-ть, как метод, как методику. Как метод – это система положений о сущности и специфики психологического наблюдения. Как методика – это применение принципов наблюдения к конкретному кругу явлений. Система средств сбора и обработки эмпирических данных под определенную задачу. Специфические особенности: 1.наблюдатель является частью общ-ва и, следовательно, подвергается воздействиям этого общ-ва, это откладывает отпечаток на наблюдение (наличие эмоций) 2.сложность повторного наблюдения. Наблюдение м\б использовано как источник построения гипотез и служить методом проверки результатов. Дает доп-ные сведенья об изучаемом объекте.

Объектом является человек, животное, группа людей. Предмет – внешние экстерезированные признаки наблюдения: 1. движение; 2. речь; 3. Мимика, пантомимика, жестикуляция; 4. Внешнее проявление вегетатив.реакций (покрас., поблед-ее). Особенности псих.наблюд.: 1. Многозначность связей внешнего проявления и субъективной психической реальности. 2. Влияние наблюдателя на объект наблюдения. 3. Уникальность многих психических явлений. 4. особенности человека-наблюдателя ( объектив-ые и суб-ые установки, избирательность восприятия, ограниченность возможностей). Классификации наб-ния: I - Разновидности наблюдения:1-бытовое 2-научное II- по степени включенности вситуацию(открытое, скрытое, включенное); по условиям в которых проходит (лабораторное, полевое, спровоцированное в естест.условиях); по длительности (единичное,переодическое, лонгитюдное); по целям (целенаправленное, случайное); по упорядоченности деятельности (сплошные, выборочные, произвольные, структурированные); по характеру фиксации(констатирующие (только факты) и оценочные.

Ошибки наблюдения – эффект ореола или гала эффект в результате обобщения одиночных впечатлений исследователя, исходя из того нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Ошибка усреднения – тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов. Логические ошибки – происходят тогда, когда наблюдатель делает предположение о наличии какого-то качества по его поведению (интеллект по красноречию). Ошибка контраста – склонность иссл-ля подчеркивать противоположные черты у наблюдаемого объекта. Некомпетентность факты подменяются мнением наблюдателя. Ошибки с профессиональными и этническими стереотипами.

Программа наблюдения:1-выбор теоретической позиции целей и задач 2-выбор объекта 3-выбор ситуации 4-выбор формы фиксации наблюдения 5- выбор способа обработки результатов исследования, систематизированное.

53. Измерение (в психологии) — научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил. В широком смысле измерение – это особая процедура, посредством которой числа приписываются вещам по определённым правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и некоторыми свойствами вещей.

Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX–ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов.

Научность измерения вытекает из неизбежности использования количественных моделей для концепций и понятий на теоретическом уровне, а также их проверки с помощью операциональных количественных процедур на эмпирическом уровне. Правила измерения состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие не всегда удается обосновать экспериментально. Оно требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа Шкалирование является лишь одной из разновидностей измерения в психологии. Измерения в психологии - процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946 г Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений, интервальная, порядковая и номинальная.

Многие психологические свойства определяются в психологии вначале концептуально, в форме абстракции. Для создания процедуры измерения это определение должно дополняться операциональным определением. Без создания операционального определения теоретическое понятие, как правило, не считается полноценным научным конструктом, то есть понятием, связанным с определенными реальными явлениями. Операциональное определение состоит из описания условий и действий, которые необходимо соблюсти для определения меры изучаемого свойства.

При переходе от теоретического определения к эмпирической части психологического измерения обычно возникают два затруднения гносеологического характера. Первое — это определение степени соответствия операциональных определений теоретическим понятиям. Вторая трудность заключается в поиске достоверных эмпирических показателей (индикаторов) проявления таких относительно легко операционализируемых психологических понятий, как, например, «конформизм», «зависимость от поля», «ригидность» и т. п.

Наши рекомендации