Вопрос 27.Понятие метода исследования. Подходы к классификации. Классификация методов психолого-пед-го исследования. Характеристика ведущих методов в социально-педагогическом исследовании

Система методов и методика педагогического исследования- комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему.

Методы изучения педагогического опыта- способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Применяются методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических работ уч-ся, пед.документации.

Наблюдение- целенаправленное восприятие к-либо пед. явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся протоколы наблюдений. Проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Методы опроса- беседа, интервью, анкетирование. Беседа-самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения в свободной форме без записи ответов собеседника. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Изучение школьной документации(личных дел уч-ся, медиц. карт, журналов, дневников, протоколов собраний) вооружает объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образоват-го процесса.

Особую роль играет эксперимент специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный создание искусственных условий для проверки к-либо метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Индуктивные и дедуктивные методы- логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Ведущие подходы в социально- педагогическом исследовании.

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам.Сущность заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения.

Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.Человекживет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики.

Одним из возрождающихся являетсяантропологический подход, который разработал КД.Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение КД.Ушинского — неизменная истина педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.

Вопрос 28. Семья как социальный институт. Типы и виды семьи. Кризис современной семьи в России и за рубежом: причины, методы социально-политической и социально-педагогической поддержки современной семьи. Социальная политика в России по защите семей.

В жизни каждого семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро, зло, все, чем характерна его семья.

Семья - малая ячейка общества, социальная ячейка. От ее состояния зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит уровень духовной культуры общества.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. Разрушительные последствия проводимых реформ очень болезненно сказались на семье. Экономический кризис усугубил ее положение. Увеличилась смертность, сократилось количество браков и рождаемость. В России согласно статистическим данным с 1992г. наблюдается сокращение населения.

Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию, психологические конфликты. Часть населения на грани нищеты. Чаще всего это многодетные семьи. Каждый третий ребенок воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Усилилась криминальная обстановка. Увеличение числа разводов, низкий уровень рождаемости, рост числа абортов, сексуализация массовой культуры - это характеризует современную семью.

В период доиндустриальной экономики семья, обеспечивая себя материально, была крепкой социальной и духовной основой общества. Это разрушила индустриализация. В современной России от семьи ушли функции заготовки продуктов питания, транспортировки грузов, воспитания детей, уход за пожилыми людьми.

Гос.система воспитания также подрывала семью. Гос.пенсии освободили семью от заботы о стариках. Гос. помощь матерям-одиночкам поощряла появление детей вне брака. Пособия на реб-ка урезали роль отца как кормильца, приводили к дисбалансу в семейных отношениях.

Еще в 1924 г. педагог, психолог, социолог Питирим Александрович Сорокин выделил три функции семьи:

- воспитательно-педагогическую;

- социально-физиологическую;

- экономическую;

В современной семье, считал он, эти функции разрушаются.

Во-первых, ребёнок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестаёт быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, даёт права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Кризис современной семьи Сорокин видел в следующем:

-Кризис союза супругов, разрыв супругов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

-Появляются законы о детях, их правах, об обязанности родителей относительно детей. Это значит - государство вмешивается в воспитание детей в семье.

-Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, постепенному вымиранию европейских народов, цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще. Развал семьи неизбежно повлечет развал всей общественной жизни.

В 1992г. правительство РФ приняло постановление «О первоочередных мерах по созданию гос.системы соц. помощи семье», включающее экономическую, правовую, медицинскую, психологич. и пед.помощь. Новая соц.политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на реб-ка, создании новых учреждений соц.обслуживания, которые ориентированы на семью и детей (оказывают помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где проводят отдых всей семьей). Местные органы создают различ. центры. В центре психолого-пед-й помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологич. обстановку, осуществляют псих.и пед. просвещение семьи.

Работу с семьей соц.п-г начинает с ее изучения. Чаще всего сталкивается соц.п-г с неблагополучными семьями, где реб-к живет в постоянных ссорах родителей, где род-ли пьяницы или наркоманы, хронические больные или инвалиды, безработные. Требуется повседневная защита реб-ка соц.п-гом, когда в семье нет отца (матери) и реб-к воспитывается у бабушки, когда во время запоев и загулов реб-к остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Соц.педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей. В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Первоочередная задача соц.п-га в работе с семьей – разрешение кризисных ситуаций, их предупреждение и нейтрализация. Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса, для этого нужно проанализировать проблемы, проконсультироваться со специалистами и определить пути выхода из кризиса.


Наши рекомендации