Особенности использования социологических методов исследования социально-экономических и

Политических процессов

Опрос является одним из наиболее часто применяемых ме­тодов сбора первичной социологической информации. Его цен­ность состоит в том, что источником первичных научных дан­ных является непосредственно изучаемый объект - индивид, домохозяйство, предприятие и т. д. Зачастую такая информация оказывается более объективной, нежели данные официальной статистической отчетности. Примером могут служить более-ме­нее достоверные сведения о распространении коррупции в ор­ганах государственной власти, которые дают социологические опросы, в сравнении с данными правоохранительных органов, отражающими, как правило, лишь «вершину айсберга». Но главное, опросы позволяют получить информацию не только о поведении и событиях, но и о состоянии субъективного факто­ра общественных явлений, процессов и отношений.

Опрос классифицируется на следующие виды:

1. Анкетный опрос - один из основных видов социо­логического опроса. Различают очный (или обычный) и заочный (по­чтовый и прессовый) анкетные опросы. При очном анкетном опросе исследователь может раздавать анкеты респондентам, а затем их соби­рать, не присутствуя при заполнении (такой вид опроса называется раз­даточным). Исследователь может присутствовать при заполнении анке­ты. В зависимости от числа опрашиваемых, такие опросы называются индивидуальными или групповыми.

2. Почтовый опрос - разновидность анкетного опроса. При почтовом опросе анкета распространяется среди потенциальных респондентов с помощью почтовой службы как самостоятельное почтовое отправление по специально отобранным адресам тех лиц, которые в совокупности представляют общность. Наличие списка адресов позволит обращаться либо ко всем членам генеральной совокупности, либо к ее части в виде выборочной совокупности.

3. Прессовый опрос - разновидность анкетного опроса. При прессо­вом опросе анкета публикуется на страницах газет, журналов. Возмож­ность заполнения и возврата анкеты ограничена только совокупностью читателей соответствующего периодического издания (генеральная со­вокупность). В данном виде опроса респондентами выступают лица, добровольно откликнувшиеся на призыв исследователей выразить свое мнение по поводу конкретной проблемы (выборочная совокупность).

4. Телефонный опрос - один из видов опроса, который применяется в социологических исследованиях и имеет специфический способ обще­ния исследователя и респондента. Телефонный опрос занимает проме­жуточное место между непосредственным интервьюированием и опос­редованным почтовым опросом.

5. В последнее время все большее распространение получают опросы на телевидении и радио и Интернет - опросы.

6. Интервьюирование используется реже, чем анкетирование. Это обусловлено неразвитостью сети интервьюеров, имеющих специальную подготовку.

7. Все большую популярность в социологических исследовани­ях приобретает такая разновидность метода опроса, как группо­вое фокусированное интервью (фокус-группа), разработанное американским исследователем Р.Мертоном. Фокус-группа - это групповая дискуссия, проводимая по определенной методи­ке. Цели проведения фокус - групп могут быть разными - от по­лучения экспертного мнения специалистов по какой-либо об­щественно важной проблеме до выявления общественного мне­ния или массовых предпочтений населения.

Анализ документов.

В практике различают два способа анализа документальных источ­ников - неформализованные (традиционные) и формализованные (кон­тент-анализ).

Традиционные методы анализа содержания документов включают обычное «понимающее» восприятие текста и выделение смысловых идей. Они основаны на общих логических операциях анализа и синте­за, сравнения, аналогии, определения. Контент-анализ - это метод содержательного качественного анали­за источников. Он используется при изучении массовых источников, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме. Контент-анализ требует эмпирического под­тверждения гипотезы в соответствии со строгой процедурой информа­ционного подхода, означающего перебор всей имеющейся информации. Необходимо в каждом из текстов выявить степень типичного, отражен­ного в гипотезе, и меру индивидуального, меру отклонения от типич­ного.

На стадии процедуры исследователь не властен над материалом. Повторение процедуры другими исследователями дает те же результа­ты. И лишь на заключительной стадии, на стадии интерпретации, как и при выдвижении гипотезы, проявляется индивидуальное понимание проблемы каждым исследователем. Перебор информации позволяет поставить новые исследовательские проблемы. Исследование перехо­дит на качественно более высокий уровень, благодаря чему достигается большая строгость и повышается надежность информации.

Существует два вида контент-анализа - неколичественный и коли­чественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастот­ной модели содержания текста. Количественный контент-анализ осно­ван на использование количественных мер и ориентирован на получении количественной структуры содержания текста. Оба типа основаны на эксплицитно сформулированных правилах исследования.

Ключевым моментом в контент - анализе является определение смыс­ловых единиц и единиц счета. В качестве смысловых единиц выступают отдельные понятия, названия, суждения или даже целые темы и сюже­ты. Выбор смысловых единиц производится на основе программы ис­следования, его задач и гипотез. С помощью единиц счета осуществля­ется подсчет частоты употребления выделенных смысловых единиц и выявляется соотношение их между собой.

К его достоинствам относится то, что он, во-первых, не вли­яет на субъект исследования; во-вторых, позволяет исследовать не только современные проблемы, но и проблемы прошлых лет, в том числе в их генезис.

К недостаткам можно отнести, во-первых, сложность и гро­моздкость процедур исследования, во-вторых, ограниченность сообщений по исследуемой проблеме, в третьих, вся докумен­тальная информация относится к числу вторичных сведений.

Наблюдение.

Если в теоретической социологии под термином «наблюдение» понимается способ познания социальной действительности, то в приклад­ных исследованиях под термином «наблюдение» понимается метод сбора первичных эмпирических данных. Сбор данных заключается в направ­ленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации значимых социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Наблюдение позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом от­крытом реальном поведении в образовательной ситуации. Главным пре­имуществом непосредственного наблюдения является то, что оно по­зволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Поэтому оно позволяет получить более досто­верные данные о действиях людей в определенных социальных ситуа­циях, т.е. о социальных фактах.

В то же время метод наблюдения имеет ряд недостатков: может произойти вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, несомненно, присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на исследуемых. Самое сложное и важное здесь то, что измерить это влияние невозможно; воз­можности человеческого восприятия ограничены, поэтому исследо­ватель может пропустить что-то важное, значимое; на­блюдением почти невозможно выявить мнения и суждения наблю­даемых по интересующим социолога вопросам; чаще наблюдение фиксируется словами, но случается, что некоторые формы поведения эмоционального выражения трудно записать од­нозначно; наблюдение - трудоемкий процесс, требующий значительных затрат времени, людских и финансовых ресурсов.

Эксперимент - это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают натурный (лабораторный, поле­вой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Необходимость применения социального эксперимента по­является тогда, когда следует решить задачи, связанные с реак­цией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, когда эти задачи не могут быть решены другим путем. Задача социального эксперимента как раз и со­стоит в том, чтобы измерить показатели реакции группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируе­мых условиях.

Развитие геополитических, политических отношений, эко­номики, науки и техники, усложнение объектов и целей экспе­риментальных исследований привели к удорожанию и росту за­трат и росту опасности последствий экспериментов. В на­стоящее время при разработке высокотехнологичных товаров и услуг затраты на экспериментальные исследования составляют более половины затрат на их разработку.

Система государственного и муниципального управления»

1. Государственное управление: понятие и основные научные подходы

Управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).

Специфика управляющего воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.

Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек - сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами. Система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, районы и др.).

По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Для управления объектами собственности каждого уровня образуются соответствующие органы. Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и ряд других объектов. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно реализуется в управлении через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые пропорции. Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местным самоуправлением.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитною государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое. Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий. Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом лил по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс. Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Антикризисное управление вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управляющих предприятиями - должниками по договору подряда. Антикризисное управление является принудительным и внешним, т.к. осуществляется органами, входящими в иную, чем предприятие, систему. Для предупреждения банкротства при арбитражном управлении могут быть использованы селективные методы, т.е. выделения приоритетных направлений с применением ресурсной и других видов поддержки. Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают учредитель управления (собственник имущества) и доверительный управляющий (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). Проводится конкурс на право заключения договора доверительного управления и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что объясняется некоторыми только ему присущими свойствами:

определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект - государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все и единодушно выделяют заложенную в нем мощную властную силу;

специфическим свойством государственного управления является, далее, его распространенность на все общество, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

государство, будучи сложным (по элементному составу) и многогранным (по функциям) общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению также свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может состояться. В нем задействованы десятки миллионов людей, множество государственных органов и других структур, а в них - большое число должностных лиц и иных служащих. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Оно состоит из массы управленческих решений и организационных действий.

2. Государство как субъект управления: признаки, социальные функции, типология

Государство - организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Признаки государства: 1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. 2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными. 3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т.е. властью, способной организовать жизнь людей. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства. 4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. 5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, таможенные органы и др. 6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. 7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. 8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни.

Правовое государство означает его подчинение праву. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т.е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами.

Социальное государство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Светское государство - государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Религиозное государство – регулируется на основе религиозных норм.

Типология государств:

По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы государства подразделяются на: монархию; аристократию; демократию. В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Эта связь часто подчеркивалась тем, что в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли. Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям. В демократическом государстве верховная власть принадлежит народу - всем гражданам данного государства.

По форме правления, то есть организации общегосударственной (или, как принято иногда говорить, высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентарная монархия. Главное здесь - признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации. В парламентской республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). Именно здесь и только здесь существует пост премьер-министра. В президентской республике законодательный орган (конгресс или с иным названием) и глава исполнительной власти (он же глава государства) равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и другие).

По форме государственного устройства, то есть по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, существуют в основном два вида государств - унитарные и федеративные. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое выражение трудно признать корректным: конфедерация - это союз государств, создаваемый ими для реализации некоторых целей. Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти. В них могут создаваться автономные образования, а также существовать развитое местное самоуправление. Федерация представляет собой также единое государство с обширной государственной автономией его составных частей. В известной мере это способ распределения государственной власти по вертикали, по крайней мере так понимается федерализм американскими исследователями.

Разграничение государств по действующему в них политическому режиму - содержанию методов и приемов практической реализации государственной власти. Исторически зафиксировано несколько типов политических режимов: деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека; либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу, к сожалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от государства; демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства. Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно такого политического режима.

Функции государства делят на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование «естественных монополий» (связь, энергетика).

- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.).

- правовая - обеспечение законности и правопорядка;

- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;

- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

- экологическая - охрана природной среды.

К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.

3. Гражданское общество: основные характеристики и проблема взаимодействия с государством

Гражданское общество - это свободное де­мократическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечиваю­щее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механиз­мы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Характерные черты:

1. Гражданское общество - это сообщество свободных ин­дивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каж­дый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нор­мального существования. Он свободен в выборе форм собствен­ности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

2. Гражданское общество суть открытое социальное образо­вание. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный об­мен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с за­рубежными государственными и общественными организация­ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами между­народного права. Оно привержено общегуманистическим прин­ципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образо­ваниями в планетарном масштабе.

3. Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных обще­ственных форм и институтов (профсоюзы, партии, объедине­ния предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потреб­ности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и само­управляемая система.

5. Гражданское общество - правовое демократическое об­щество, где связующим фактором выступают признание, обес­печение и защита естественных и приобретенных прав челове­ка и гражданина.

Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем: социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними; экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта; политическую систему составляют (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения людей, а также социально-политические нормы (право, традиции и обычаи политической жизни, корпоративные нормы, морально- этические нормы), отношения между людьми и организациями людей в политической жизни общества; духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения; информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

Функции гражданского общества: защита частных сфер жизни людей; сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей; стабилизация общественных отношений и процессов; постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Взаимоотношение государства и гражданского общества:

Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

Единство гражданского общества и правового государства об­наруживается также и в том, что они формируются одновременно.

Одно из отличий государства от гражданского общества со­стоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

4. Объект государственного управления: сущность, свойства, структура

Объект государственного управления: первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической системы – человек; в зависимости от выбранных классификационных признаков элементами управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные формы различной формы собственности и т.п.

Между субъектами и объектами управления существует принципиальная разница, которая исходит из того, что это качественно разные управленческие явления. Различие по трем основаниям:

по характеру и видам общественных отношений, в системе которых действует каждый человек. Одно дело - участие в экономических, социальных, духовных отношениях, другое - в политических, третье - в сугубо управленческих, притом разных видов. Везде проявляются различные потребности, интересы и цели людей и соответственно возникают разные результаты от участия;

по характеру, видам и технологиям деятельности, ибо для каждого вида деятельности нужны определенные знания, навыки, профессиональная подготовка, опыт, средства, орудия и операции труда. Деятельность людей может быть по отношению к природе, к биологической сущности человека, по отношению людей друг к другу. По содержанию (смыслу) ее подразделяют на познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и эстетическую. Имеются и другие классификации;

по социальным ролям, выполняемым человеком, которые представляют собой сочетание индивидуального и общественного, благодаря чему личные способности и интересы человека находят общественное восприятие, поддержку и признание. Один и тот же человек может попеременно выполнять различные социальные роли и находиться одновременно в разнообразной системе функциональных зависимостей.

Свойства объекта государственного упарвления:самоактивность управляемых объектов, т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных импульсов; самоактивность людей в управляемых объектах всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты; адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия; способность к самоуправлению (сознательному саморегулированию) своей жизнедеятельностью и своим развитием; они зависимы от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и организации.

Структура объекта г.у.:

В управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов: человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей целостной социально-продуктивной активности; коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности; общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Наши рекомендации