Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований

№ п/п Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
Предназначение: Макросоциологическое исследование Микросоциологическое исследование
Цель применения: Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление (случай, процесс)
Исследовательские задачи: а) измерить параметры явления б) установить взаимосвязи между отдел. параметрами а) выявить общую картину явления б) концептуализировать явление, интерпретир. его
Позиция иссл-теля: "сторонний" наблюдатель "сочувствующий" участник
В центре внимания исследователей: а) социальные структуры и институты б) объективные факторы в) общие социальные процессы а) человек б) субъективные факторы в) особенные, частные процессы
Исслед. гипотезы формулируются до начала сбора данных по мере овладения данными
Исследовательские инструменты: а) разрабатываются до полевого этапа б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей а) определяются и до полевого этапа и в его ходе б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт
Исследовательские процедуры: стандартизированы, предполагается их дублирование менее стандартизированы, дублируются редко
Единицы анализа: факты, события, высказывания, акты поведения субъективные значения фактов для индивида
Логика анализа: дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий индуктивная: от фактов к концепциям
Основные способы анализа: а) классификация путем отождествления случаев б) статистическими способами в) систематизация a) описание случаев без их отождествления б) путем обобщения выявленных оценок в) воображение
Данные исследования представляются в виде: статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п. высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
Валидность (надежность) достигается достоверным: повторением установленных связей описанием случаев и выявленных мнений
Стиль исследования: жесткий, холодный мягкий, теплый

Как видим, качественные методы отличаются от количественных по многим показателям. Но если из анализа приведенной таблицы у Вас сложилось представление о том, что качественные методы принципиально лучше количественных, что первые должны вытеснить вторые из практики социологических исследований, то Вы ошибаетесь. Количественные и качественные методы не противопоставляются друг другу, они могут и должны мирно сосуществовать, взаимно дополняя друг друга. Так как все исследовательские методы имеют как свои преимущества, так и недостатки, принято сочетать несколько методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие. Данный процесс известен как триангуляция, он ведёт к повышению убедительности полученных данных. Каждый качественный метод включает в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ, наблюдение, некоторые разновидности интервьюирования и т.п. При этом количественные методы, естественно, меняют свое предназначение, служат цели углубления понимания микросоциальных явлений общественной жизни, становятся компонентами качественных методик. Последних в арсенале современной социологии весьма много – более сорока. Рассмотрим основные из них.




Классификация качественных методов

В настоящее время типология качественных методов по разным основаниям достигает нескольких десятков. Поэтому исследователи-качественники пытаются ввести какую-то классификацию, описывающую сходства и различия подходов. На сегодня не существует единой системы, с которой согласилось бы большинство.

Подобная классификация может быть выстроена по критерию фокуса исследовательского интереса, принципу сбора данных или же по преимущественному использованию техники в одной из социальных дисциплин. Здесь рассматривается многообразие практического применения качественных методов с двух позиций: с точки зрения способа подхода к данным как разнообразие применяемых тактик и инструментов (КАК исследовать) и с точки зрения сфер применения (ЧТО исследовать).

Наши рекомендации