Вопрос 1.Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.
Вопрос 1.Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
§ фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
§ прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
§ социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Функции:
Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.
Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.
Социальная стратификация (краткое определение) - социальное расслоение, т. е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.
Расслоение- разделение общества на бедных и богатых, к-рые составляют два полюса общества.
Поляризация общества - процесс, когда расстояние сильно увеличивается между бедными и богатыми.
Маргинальность
Нахождение человека как бы между двумя структураминазывается в социологиимаргинальностью.
Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособнымадаптироваться к новой социокультурной среде.
Маргинальность — понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например, беженцы.
Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп.Естественнаямаргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. Вынужденная массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.
Выделяют следующиеразновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).
Первичной группой, по определению Ч. Кули,является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности(семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленнуюцель, нормативно закрепленнуюиерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м огут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов -ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой«шкале социальной дистанции» Богардуса.
Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации;сравнительную,выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
§ пол - мужчины и женщины;
§ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
§ доход - богатые, бедные, зажиточные;
§ национальность - русские, французы, американцы;
§ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
§ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
§ место жительства - горожане, сельские жители.
Семья по своим характеристика является специфическим социальным феноменом. Образуя малую социальную группу (семья как источник социальной принадлежности), существующую не опосредованно, а в тесной взаимосвязи с обществом, семья, таким образом, реализует свои институциональные функции. Базируясь на личных потребностях отдельных индивидов, возникают нормы, образцы и взаимосвязи (процесс передачи традиций и опыта от поколения к поколению), характеризующие семью уже как общественный институт.
Семья как социальный институт это, в первую очередь, -это "совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками".
Институт семьи включает в себя:
· совокупность общественных ценностей (любовь, семейные ценности, традиции);
· общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства);
· переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Иными словами, это специфическая по своим характеристикам форма организации людей, предполагающая физическое и социокультурное воспроизводство новых поколений в обществе, новых малых групп (конкретных семей).
Следовательно, на уровне малой социальной группы семьей можно считать любое образование, потенциально способное на определенных стадиях своего развития осуществлять такое воспроизводство, а ядром семьи, в свою очередь, считаться фактическая супружеская пара.
Таким образом, семья как малая социальная группа это - субъект физического и социокультурного воспроизводства поколений.
По этой причине определение понятия семья должно отражать совокупность характеристик семьи и как малой социальной группы, и как общественного института.Исходя из этого, более точным будет определение А.Г. Харчева, согласно которому семья есть исторически конкретная система взаимоотношений и взаимодействий между супругами, родителями и детьми в малой социальной группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Отметим что данное определение отражает несколько важнейших функций семьи - репродуктивную и социализирующую, которые А.Г.Харчев назвал "физическим и духовным воспроизведением".
Также он не упускает из внимания тот факт, что эффективная реализация семьей указанных функций выступает условием функционирования самого общества, что и определяет его потребность в наличии данного социального института, то есть сочетаются, а не противопоставляются признаки семьи как малой социальной группы и социального института.
Теперь обратимся к характеристики семьи в соответствии от типа семейной структуры.
Под структурой семьи принято понимать число и состав членов семьи, а также совокупность взаимоотношений между ними. Существует большое разнообразие типов семейных структур. Варьируются они в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
· моногамия · полигамия(групповой брак,полиандрия(многомужество),полигиния(многоженство)).
Мировоззренческая функция
Мы уже знаем, что человек не может жить без мировоззрения, которое является духовной основой его личности. Религия дает верующему определенное мировоззрение. Поскольку оно представляет собой, прежде всего, взгляд на окружающую действительность, то религия учит верующего в познании этой действительности все сводить к Богу, ибо он творец всего сущего и все устроено по его разумению. Определяя свое место в этом мире, человек опять же должен уповать на Бога, который заранее определил его жизненный путь; цель человека — стремиться быть полезным Богу, заслужить его благословение добрыми делами и получить надежду на прекрасную жизнь с Богом в мире ином.
Интегративная функция
Религия сопутствует, прежде всего, социализации личности (вхождению ее в общество). Это достигается такими обрядами, как крещение, имя-наречение, венчание, исповедь, священство, похороны. Религия освящает начало и конец трудовых процессов, сводит к единому знаменателю различные элементы духовной жизни общества. Объединяя людей по признаку вероисповедания, она делает их порой единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и даже личного характера. Межрелигиозная рознь нередко проявляется в условиях межнациональных конфликтов.
Регулирующая функция
На основе религиозной нравственности разработаны определенные нормы поведения верующих, которых они должны придерживаться в жизни. В основе религиозной нравственности лежит страх верующих перед Богом, который должен удерживать их от нежелательных поступков. Роль религии и ценность религиозной нравственности объясняется тем, что религия использует основные общечеловеческие нормы поведения, выработанные самой жизнью в процессе исторического развития общества. Сегодня эта функция является доминирующей в обществе, что само по себе положительно. В прошлом, в условиях антагонистического общества (рабовладельческого, феодального, капиталистического XVII—XIX вв.) религия выступала орудием укрепления господства эксплуататорских классов.
Господствующие эксплуататорские классы всегда остро нуждались в идеологическом оправдании, духовной опоре своей власти. В этом качестве всегда выступала религия. В угоду им, например, христианская религия устами своего Бога говорила: «Всякая власть от Бога. Противящийся власти — противится божьему установлению»; «Кто в каком звании родился, в том и оставайся»; «Бога бойтесь, царя чтите»; «Подчиняйтесь всяким властям, не только добрым, но и злым…».
Конечно, сегодня религия не пропагандирует подобные идеи. Идя в ногу со временем, она говорит о человеколюбии, сострадании, необходимости помочь ближнему и т.д. И это, несомненно, положительное явление.
Вопрос 1.Социология как наука. Объект и предмет, функции и уровни социологии.
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
§ фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
§ прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
§ социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Функции:
Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.
Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.