Понятие социальной группы. Виды социальных групп

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.

социальные группы делят на:

номинальные и реальные;

большие и малые;

формальные и неформальные;

первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Большие группы имеют: рациональные целеориентированные действия, групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз, конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Малые группы имеют: не ориентированные на групповые цели действия, групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля, конформизм внутри группы.

По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».

Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.

**КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:

I. По включенности индивида

1) ингруппа ("мы"- группа) социальная группа, по отношению к которой индивид испытывает чувства идентичности и принадлежности и видит членов этой группы как "мы". Ингрупповой фаворитизм - явление, при котором поддержка члена своей группы осуществляется даже в случае осознания из неправоты.

2) аутгруппа ("они"- группа) социальная группа, по отношению к которой индивид не испытывает чувства идентичности и принадлежности и видит членов этой группы как "они". Чаще всего отношение по отношению к аутгруппам действуют стереотипы.

Для изучения отношений между группами применяются методики измерения социальной дистанции между ними. Шкала Багардуса - шкала социальной дистанции. Принцип: по вопросам. Существует также шкала комплиментарности(дополнительности) Гумилева. На этой шкале отношение к аутгруппам варьируется: ненависть, принижение, избегание, раздражительность, неприязнь, неуместность, РАВНОДУШИЕ, уместность, приязнь, удовлетворение от узнавания, симпатия. Чаще всего отношение по отношению к аутгруппам действуют стереотипы.

Существует отстраненная ингруппа - группа, к которой индивид принадлежал раньше, следовательно, может возвратиться чувство идентичности.

РЕФЕРЕНТНАЯ(ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ) ГРУППА - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы , мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении или самооценке. Термин введен Мустафой Шерифом в 1948.

Выделяют следующие основные виды референтных групп:

1) информационные (группа экспертов);

2) группа самоидентификации (может быть как ингруппой, так и аутгруппой);

3) ценностные (группы-кумиры, чаще выдуманные);

4) утилитарные (группы применяют по отношению к индивиду определенные санкции). Выполняют 2 функции: норматиная(источник норм для индивидов) и сравнительная(группа выступает в качестве эталона).

II. По характеру взаимоотношений группы бывают:

1) первичные; та, в которой проходит первичная социализация индивида, отношения носят личностный и неформальный характер, а главной целью является взаимное общение.

2) вторичные; группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер, контакты внутри группы функциональны так, как того требуют социальные роли, они направлены на достижение общих целей и распадаются при их отсутствии. Внутри вторичных групп может возникать некоторое количество первичных групп. Иногда вторичная группа целиком превращается в первичную.

III. По численности:

1) малые; группа, в которой отношения между индивидами выступают в форме непосредственных личных контактов, а контроль за поведением в основном неформальный. Малая группа представляет собой элементарную частицу общества, в которой сосредоточены все возможные виды социальных связей. Границы малых групп: численность индивидов в малой группе варьируется от 2-3 до 45.

2) большие; группа, в которой отношения между индивидами носят формальный характер на основе формально-обозначенной принадлежности, контроль так же только формальный.

Малые группы могут быть и первичными, и вторичными; большие группы только вторичными.

Социальное движение

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе".

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Следует помнить, что социальные движения - это не социальные институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с непрязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует смешивать и с организациями, В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показы вают, что значительная их часть практически полностью лишен признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в форм поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постею но обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию, распадаясь на несколько организаций.

Деятельность человека многообразна. Социальные изменения происходят в различных сферах общества и с помощью различных средств деятельности.

Социальные движения - это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Социальные движения - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Выделим несколько принципов социального движения:

  • децентрализация, отсутствие жесткой и иерархической организации
  • коллективность действия людей, которая обладает низким уровнем формальной организации
  • единство целей, мыслей и идей
  • действия имеют высокую степень стихийности
  • наличие неформального лидера, роль которого изменяется по мере развития социального движения
  • корпоративизм интересов и отношений внутри социального движения
  • групповая мораль и идейная убежденность в конечной цели

Социальное движение - массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища. Безусловно, имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем социальные изменения являются основной характеристикой социальных движений. Считается, что социальные движения более динамичны, чем другие формы общественного развития.

Социальные движения особо ярко демонстрируют сложный предмет социальной психологии как науки: единство базовых психологических процессов и социальных условий, в которых развертывается поведение индивидов и групп. Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет "выплеснуто" в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут и относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

.Демографическое объединение масс людей в регионах индустриализации и урбанизации. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии

.Социальное отчуждение, как обособления индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими

.Социальное неравенство людей. Богатство одних и бедность других приводит к иерархии, и к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении

.Политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий для больших масс

.Степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать реальность и манипулировать ею.

.Вера, в социальные изменения и прогресс зависят от действий людей - важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений

.Повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности, а, следовательно, и развитию социального интереса

.СМИ ускоряют формирование социальных движений, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

1) Реформаторские движения – выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы. (К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, "народные фронты" в Прибалтике.).

2) Регрессивные движения – выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. (Регрессивным можно назвать "Национальный фронт трудящихся").

3) Утопические движения – выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. (Средневековые коммуны, движение зеленых, движение "Лонга май", движение кришнаитов и др.).

4) Революционные движения – подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа являются визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке).

5) Движение сопротивления. Если революционные движения возкают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционые движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

6) Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структура общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоящее время мы еще только начинаем привыкать к существованию подобных движений и, не опасаясь, участвовать в них.

36. Этапы социального движения

Социальные движения не только ведут к социальным изменениям, но и сами являются их продуктом. Действительно, научные открытия, технические изобретения, рост народонаселения, резкие перепады в экономической и политической жизни, войны и революции постоянно меняют условия существования людей, заставляют их искать способы приспособления к новой обстановке, к новым требованиям. Поскольку развитие общества содержит в себе социальные альтернативы, то социальные движения в определенной степени и отражают эту альтернативность. Иными словами, социальные движения возникают как ответ на постоянно возникающие в обществе новые потребности.

Возникнув на основе тех или иных потребностей (их осознание людьми может иметь различную степень объективности), социальные движения проходят ряд этапов.

Первый этап – это период, когда в обществе накапливается неудовлетворенность существующими порядками. Люди особенно остро реагируют на проявления социальной несправедливости. Известно, что в Советском Союзе реформаторские движения особенно стали развиваться в период перестройки, когда многие люди уже осознали необходимость реформ. В свою очередь, неудачи реформирования России в 90-е гг. ХХ в. вызвали движения, выступающие за корректировку курса реформ.

Второй этап – это переход от социального беспокойства к социальному возбуждению, когда предпринимаются попытки придать социальному движению черты организации. Особенно активно формируются социальные движения в период предвыборных кампаний, проведения плебисцитов. Так, очень быстро возникло и оформилось в 1999 г. предвыборное движение «Единство».

Успех организации социальных движений нередко зависит от авторитета лидеров, их организационных способностей.

Третий этап предполагает определенное организационное оформление социального движения. Разрабатывается идеология движения, ставятся конкретные цели. Формализация усиливает эффективность движения, придает ему новую энергию.

Четвертый этап характерен для тех социальных движений, которые набрали силу, сумели сплотить участников движения и, по существу, стали превращаться в социальную организацию со всеми вытекающими из этого последствиями. Нередко из социального движения возникает социальный институт, который закрепляет свой успех, занимая важное место в системах власти. Победив на выборах в 1999 г., в России движение «Единство» превратилось в политическую партию, которая представлена значительным числом депутатов в Государственной Думе.

Однако были случаи, когда движение сходило на нет, теряло своих сторонников или шло на объединение с другим социальным движением. Этот этап нередко называют этапом распада. Может быть немало причин распада социального движения (ошибочность поставленных целей, несостоятельность лидеров, изменившиеся условия жизни и т.д.).

37. Понятие социального конфликта. Структура социального конфликта

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов), обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, ценностей и целей. Это является естественным процессом и неотъемлемой частью развития общества.

Социальный конфликт можно также определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов.

Ключевые моменты в определении: 1) «борьба, силовое динамическое воздействие». Конфликт – это реальное столкновение, имеющее пространственные и временные границы.

2) «претензии на..., несовпадение интересов…» Здесь речь идет об источниках конфликта.

Источники конфликта:

а) ограниченность ресурсов,

б) неравенство в доступе к ресурсам,

в) претензии на изменение своего положения,

г) сознание людей: представления о себе, непонимание своих действий, логические ошибки, семантические сложности и др.

Формальные признаки конфликта – состояние напряженности, применение насилия и угроз, демонстрация враждебности.

Конфликт является особого рода взаимодействием между сторонами, которое характеризуется: 1) ограниченностью объекта притязания; 2) определенной манерой поведения сторон.

Социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов.

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт; Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта

4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные; Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии). Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

1) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии». Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия.

Наши рекомендации