Вопрос. Понятие социальной общности и социальной группы. Типология социальных общностей и групп.

Социальная общность - совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия - социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).

Социальная группа - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон).

Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:

наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция — совокупность характеристик членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

способность индивидов к согласованным действиям;

действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоциаль-ные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

Классификация по Эффендиеву

Согласно Эффендиеву, под социальной общностью понимаются различные объединения людей, Эффендиев выделяет следующие виды общностей:

I Мнимые общности – это объединения людей, в которых отсутствуют социальные связи, взаимные социальные действия, социальная солидарность, при наличии совпадающих целей и интересов (которые осознаются)

1) агрегации – объединения людей, пространственно находящихся в одном месте.

2) категории – объединения людей, также как и агрегации, выявленное с целью статистического обследования, но без территориальной локации.

3) массы – в отличие от предыдущих объединений, характеризуются действием, но не социальным. Это объединение людей, имеющих массово-типическое поведение, однородность реакции на объект, действия.

II Контактные общности – это объединения, в которых наличиствует социальная связь, есть ориентация на другого.

1) аудитория – это разовая кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора и слушателей.

2) толпа – это спонтанная, временная общность людей, как и агрегация, она территориально локализована.

Разновидности толпы по Кравченко А.И.:

а) случайная

б) конвенциональная – действия которой регулируются негласным соглашением, осуществляется обмен знаниями, интересами.

в) экспрессивная – в отличие от конвенциональной в основе лежит обмен чувствами.

г) действующая – предшествующие виды толпы в действии.

3) социальные круги – это круги профессиональный, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворитьсвои социальные потребности, такие как: потребность в общении, заботе о других, внимания к себе, престижа, признания.

III Институциональные общности - устоявшиеся, характеризующиеся институциализированными взаимодействиями, т.е. устойчивыми взаимосвязями, обязательными, которые характеризует соц.жизнь общества, т.е. общество не может без них обойтись.

1) социальные группы – это единство, основанное на устойчивых самовозобновляющихся комплексов солидарных взаимодействий Другими атрибутами группы также является наличие совподающих целей а также единой общегрупповой цели. Выработка членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой. Формирование "МЫ - сознания", т.е. идентификация себя в данной группе.

Эффендиев указывает, что устойчивость связей в группе обусловлена в конечном счете вознаграждением, объединяясь в группы, индивид надеется на получение следующих выгод:

А) объединяясь с другими, ради общего дела, индивид надеется решать те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно, или рискованно.

Б) Объединяясь с людьми, появляющих готовность к взаимной помощи, индивид надеется в трудную минуту получить поддержку, помощь, от многих других.

В) Поддерживая авторитет, престиж группы, индивид надеется на то, что этот престиж, позволяет повысить его собственный престиж, авторитет.

Наши рекомендации