Определение выборочной совокупности

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер:по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной совокупности.

Генеральная совокупность –этовсе население или та его значительная часть, которую социолог намерен изучить. Широта генеральной совокупности полностью зависит от того, насколько широка тема исследования (например, исследуется положение женщин, молодежи, крестьянства, населения страны или региона и т. д.) Часто генеральные совокупности (их еще называют популяциями) настолько крупные, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности, т. е. те, кто представляет собой объект социологического исследования по определенным, строго установленным признакам. Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы.

Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он решает вопрос о типе выборки. Они делятся на три больших класса:

а) сплошные(переписи, референдумы),б) случайныеив) неслучайные. Каждый из двух последних классов подразделяется на несколько видов (типов).

При сплошной выборке опрашиваются все единицы из генеральной совокупности.

К случайным выборкам относят: 1) вероятностную, 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую.

К неслучайным относят: 1) «стихийную», 2) квотную, 3) метод «основного массива».

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).

Для обеспечения репрезентативности требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группирование по каким-то важным признакам (например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу или возрасту). Таким образом, структура выборки характеризует процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность (например, 20% молодежи, 50% людей среднего возраста, 30% пенсионеров).

Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, чрезвычайно важно, чтобы она была репрезентативной, т. е. не искажала представления о целом. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Институт Дж.Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объемом в 1500 человек и достигает высокой точности (ошибка выборки составляет от 1 до 1,5%). Центр «Социо-Экспресс» Института социологии РАН проводит исследования на выборке объемом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%.

Конечно, чем больше объем выборки, тем выше точность ее результатов. Однако огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность «плохо перемешана», то есть является неоднородной. Однороднойсчитается такая совокупность, в которой контролируемый признак (например, уровень грамотности) распределен равномерно. В этом случае, опросив нескольких человек, можно быть уверенным, что подавляющее большинство населения грамотно (либо наоборот). Таким образом, на репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности (допустимое отклонение – 5%).

Наряду с термином «ошибка репрезентативности» в отечественной литературе можно встретить другой – «ошибка выборки», под которой понимается отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. На практике она определяется путем сравнения известных характеристик генеральной совокупности (полученных, к примеру, в результате переписи населения) с выборочными средними. Сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей, определение на этой основе ошибки выборки и ее уменьшение называется контролированием репрезентативности.

Ошибки выборки подразделяются на два типа – случайные и систематические. Случайная ошибка – это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала (пример - статистические погрешности).

Второй тип ошибок выборки – систематические ошибки (например, социолог решил узнать мнение всех жителей города, а опросил только тех, у кого есть телефон; соответственно, возникает предумышленное смещение выборки в пользу зажиточных слоев населения, т. е. систематическая ошибка).

Если выборочная совокупность (выборка) составлена правильно, то социолог получает надежные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность. Если неправильно, то возникшая на этапе составления выборки ошибка приумножается на каждом следующем этапе проведения социологического исследования и достигает, в конечном счете, такой величины, которая перевешивает ценность проведенного исследования.

Наши рекомендации