Определение задач, объекта и предмета исследования

Задачиисследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования призваны дать ответ на вопрос о том, каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины. Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач.

Объектомсоциологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа (демографическая, профессиональная, национальная и др.) Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения выступает коллектив учебного заведения (студенты и преподаватели).

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Так, например, причины неуспеваемости в вузе – это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий

В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию исследования, а значит реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования.

Весь процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретациитакого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности операциональныхпонятий, на которые «раскладывается» основное понятие.

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий. Кроме того, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.

Результатом логического анализа основных понятий является создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ), обоснованность которой во многом определяет общий успех исследования. Теоретическая модель предмета исследования – это совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, которая попала в сферу вашего теоретического интереса и которая внутри себя представляет единое логическое целое. Теоретическая модель связывает в единое целое отдельные факты и понятия, которые в процессе исследования переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

Выдвижение гипотез

Любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных гипотетических предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотеза – это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. По значимости и характеру гипотезы, как и задачи исследования, можно разделить на основные и дополнительные. Совокупность гипотез отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Предварительное выдвижение гипотез может повлиять на всю его внутреннюю логику. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы были точными, конкретными, ясными и касались только предмета исследования. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической информации.

Итак, мы рассмотрели наиболее важные разделы методологической части программы социологического исследования. Методическая часть программы начинается с определения выборочной совокупности, характеристика которой во многом определяет методы сбора первичной информации и используемый для этого инструментарий.

Наши рекомендации