Понятие генеральной совокупности и выборочной совокупности. Критерии и стратегии формирования выборки.

Генеральная совокупность- совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.

Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Вероятностная выборка получается на основе вероятностных зако­нов. Это значит, что любой из объектов генеральной совокупности мо­жет быть отобран в выборку с одинаковой вероятностью.

Детерминированная выборка получается, когда отбор в выборку производится на основе каких-либо принятых дополнительных усло­вий, ограничивающих круг вероятных респондентов.

Простая случайная выборка – это вероятностный метод построения выборки, в котором у каждой единицы совокупности имеется одинаковая вероятность попадания в выборкуДля случайной выборки обязательны два условия. Первое - выборка должна быть построена таким образом, чтобы любой элемент (человек или объект) в пределах совокупности имел равные возможности быть отобранным для анализа. Во-вторых, выборка должна быть сформирована так, чтобы любое сочетаниеимело равные возможности стать действительной выборкой.

Систематическая выборка. Метод систематической выборки заключается в выборе случайным образом начальной точки и затем последовательного отбора каждого i-го элемента схемы выборки. Частота отбора элементов, i, называется интервалом выборки. Он вычисляется путем деления размера совокупности N на размер выборки n и округления полученного значения до ближайшего целого. Стратифицированная выборка представляет собой процесс формирования выборки, состоящий из двух этапов. Во-первых, совокупность делится на подгруппы, называемые стратами. Для стратификации обычно используются следующие переменные: демографические (как в примере выборки квот) (пол, возраст, социальное положение, образование, душевой доход), тип потребителя (допустим, вид оплаты кредитной карточкой), размер компании, отрасль.

Каждый элемент совокупности должен быть отнесен только к одной страте, и ни один из элементов совокупности не должен быть пропущен. Во-вторых, элементы из каждой страты должны быть отобраны случайным образом.

Главной целью метода стратифицированной выборки является повышение точности без увеличения стоимости. Страты формируются исходя из следующих критериев: элементы в пределах страты должны быть похожими или однородными; элементы разных страт должны отличаться, т.е. быть разнородными; стратифицированные переменные должны быть связаны с интересующей характеристикой; количество страт обычно варьируется от двух до шести.

Кластерная выборка основана на делении совокупности на подгруппы, каждая из которых представляет совокупность в целом.

Выборка по удобству.Единицу выборки определяет преимущественно интервьюер, часто респонденты попадают в выборку потому, что оказываются в нужном месте в нужное время. Выборки по удобству используются в предварительных исследованиях, целью которых является генерация идей, получение новых точек зрения или разработка гипотез. Их использование возможно в целевых группах, при тестировании анкет и в пробных проектах.

Выборка на основе суждения.Формирование данной выборки основано на использовании мнения квалифицированных специалистов экспертов относительно состава выборки. На основе такого подхода часто формируется состав фокус-групп.

Выборка методом квот предполагает предварительное, исходя из целей исследования, определение численности групп респондентов, отвечающих определенным требованиям (признакам). Квоты используются для того, чтобы выборки и состав совокупности были одинаковыми в отношении характеристик, представляющих интерес. Единственным требованием является то, что выбранные респонденты (элементы) соответствовали контрольным характеристикам. Выборка методом «снежного кома»- при данной выборке выбирается первоначальная группа респондентов, обычно случайным способом, и после проведенного опроса этих респондентов просят указать, лиц, которые могут принадлежать к генеральной совокупности и представляющей интерес для исследователя. Этот процесс продолжается, что ведет к эффекту снежного кома, так как одна ссылка исходит из другой. В результате формируется структура выборки, из которой отбираются респонденты. Эта выборка используется в случаях, когда изучаются редкие характеристики для данной популяции или трудно выявляемые

Наши рекомендации