Социология как наука: объект, предмет, структура и функции.
Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука: объект, предмет, структура и функции.
Объектомсоциологии является общество.
Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.
Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Структура:
Уровни социологии:
Микросоциология направление в социологии, ориентированное на анализ социальных явлений, процессов в малых группах (семья, проф.коллективы). Основной предмет изучения – межличностные отношения.
Макросоциология направление в социологии, ориентированное на изучение крупных социальных процессов (общество, цивилизация)
Функции социологии.
Эмпирическая функция. (Информационная) Изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработка конкретной фактической информации.
Теоретическая функция. (Диагностическая) Социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтверждённые практикой научные выводы.
Прогностическая функция. (Консультативная) Учёные разрабатывают прогнозы, научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.
Прикладная функция. Когда социологические прогнозы, теоретические разработки используются для решения практических задач (социальная инженерия).
Экспертная функция. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя".
Образование как социальный институт
Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:
1) сеть образовательных учреждений;
2) социальные общности (педагоги и учащиеся);
3) учебный процесс.
Образование выполняет в обществе важнейшие функции:
1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;
2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов;
3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса;
4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;
5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.
Социальные группы и общности: понятия, виды, функции.
Социальная общность
Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).
Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
16. Социальная организация. Бюрократия как тип социальной организации. Теория бюрократии М.Вебера
Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
Виды девиантного поведения
Относительно того, какие конкретно виды преступной деятельности относить к девиантному поведению, в настоящее время идут споры. В большинстве современных обществ в область влияния этого понятия относят уголовную преступность, алкоголизм, психическое расстройство, наркоманию, азартные игры, проституцию и самоубийство.
Если рассматривать девиантное поведение как разрыв между целями и методами их достижения, то выделить можно следующие формы:
инновация – человек соглашается с целями общества, но выбирает неподходящие способы их достижения (это создатели «финансовых пирамид», шантажисты и проститутки);
ретретизм – это уход от действительности, при котором отрицаются общественно одобряемые цели и способы их достижения (в эту группу входят бомжи, алкоголики и наркоманы);
ритуализм – человек отрицает цели общества и не замечает, что из-за способов достижения цели просто забываются (бюрократ, требующий 10-кратной проверки каждого документа);
бунт – это полное отрицание и целей, и способов, и стремление перекроить общество на новый лад (сюда входят революционеры, которые требуют коренной ломки всех устоев).
21. Социологическое исследование. Программа социологического исследования.
Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.
Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемыи проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретиской цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза— это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
Программа социологического исследования -- документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.
Опрос
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой[1, с. 168-169]
Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:
- психологического состояния респондента в момент опроса;
- ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
- содержания анкеты или устного опроса [4,с. 407].
Также можно выделить основные плюсы и минусы метода – опрос.
Достоинства:
- в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;
- данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;
Недостатки:
- полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;
- при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных.
Наблюдение
Одним из самых интересных методов сбора первичной информации, позволяющий открыть много нового в поведении людей считается метод наблюдения. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.
Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т.д. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. Первый вид наблюдения иногда еще называют исследованием в «маске». Социолог или психолог действуют под вымышленным именем, скрывают истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроится на завод и в течении нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и стажером.
Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. Примером может служить изучение общественных собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.
По месту проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности
После рассмотрения данного метода, можно выделить его достоинства и недостатки.
Достоинства:
- наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях.
- при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.
Недостатки:
- не все явления и процессы доступны для наблюдения;
- поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным;
- наблюдение социальных процессов ограничено во времени;
- существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения.
Анализ документов
Не менее важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов.Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.
По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.
При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?
При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа [1, с. 164-165].
Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.
Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.
Эксперимент
Последним из основных методов сбора первичной информации, является эксперимент.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подразделяются на: 1) истинные эксперименты (trueexperiment), 2) квазиэксперименты, 3) натурные (натуральные) эксперименты (naturalexperiments), 4) натуралистические эксперименты (naturalisticexperiments).
Истинный эксперимент проходит пять стадий.
1.Создаются две группы: а) экспериментальная (группа, в которую ученый вмешивается, например, предлагает попробовать наркотик), ее еще называют интервенционной или стимульной, б) контрольная группа, в которую никто не вмешивается, никаких наркотиков не предлагается.
2.В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем больше по размеру группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т. п.) распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.
3.Предварительно обе группы проходят так называемый претесг (pretest), т. е. у них измеряют несколько переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.
4.Вводятся независимые переменные, т. е. планируемые изменения.
5.Измеряются зависимые переменные, т. е. последствия нововведений. Это называется посттестом (posttest).
Истинный эксперимент принимает две формы — лабораторного и полевого. Во втором случае этнографы и антропологи выезжают на место поселения первобытных племен, жительства национальных меньшинств или место работы других социальных общностей, ставших объектом изучения.
Т. о. можно сделать вывод, что применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Данный метод используется тогда, когда имеются две группы, и необходимо произвести их сравнения и сделать соответствующие выводы. В других ситуациях данный метод не применим.
Тема 1. Классический период развития социологии
1. Роль О. Конта в становлении социологии. Закон трех стадий Огюста Конта
2. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.
3. Социологические взгляды М. Вебера.
Тема 2. Общество и социальные институты. Социальные группы, общности и организации
1. Понятие и признаки общества. Проблема типологии обществ
2. Социальные группы и общности: понятия, виды. Социальная организация. Понятие бюрократии.
3. Понятия гражданского общества и правового государства.
Тема 3. Социологическое исследование
1. Понятие социологического исследования. Программа социологического исследования: структура и смысл.
2. Основные методы сбора социологической информации: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опросы.
3. Опрос как один из самых распространенных методов социологического исследования. Правила проведения опроса и составления инструментария. Формирование выборки и её предназначение.
Основная литература:
1. Волков Ю.Г. Социология, М: Дашков и Ко, Наука спектр, 2010 г.
2. Волков Ю.Г. Добреньков В.И. Ничипуренко В.Н, Попов А.В. Социология, М: Гардарики, 2008 г.
3. Гидденс Э. Социология. М.: 2007.
4. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии». М.: КДУ, 2008.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. М.: Инфра-М, 2000
6. Кравченко А.И. Социология Учебник для вузов. М, Изд-во Академический проспект, 2008 г.
7. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабашова А.О. и др. Социология. М, Изд-во Юнити - Дана, 2007 г.
8. Общая социология. Учебное пособие. М: Инфра - М, 2011 г.
9. Павленок Д.А. Социология, М, Изд-во Дашков и Ко, 2004 г.
10. Штомпка Петр Социология Учебник. М, Изд-во Логос, 2008 г.
11. Смелзер Н. Социология
12. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов М., Изд-во НОРМА, 2002.
13. Фролов С.С. Социология
14. Ядов. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснений, понимание социальной реальности. Учебное пособие, 3 изд-е. М., Омега, 2009.
Дополнительная литература:
1. Американская социологическая мысль. М., 1996.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива / Пер. с англ./ под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Борцов Ю.С. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
7. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. Тюмень, 1994.
8. Глобальные проблемы и перспективы. М., 1994.
9. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.
10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1994.
12. Журнал «СОЦИС»
13. Зборовский Г.Е. Социология образования. Екатеринбург, 1994.
14. Зборовский Г.Е. История социологии: классический этап, Екатеринбург, 2000.
15. Кравченко А. И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.
16. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: ОО «ТК Велби», 2003.
17. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.
18. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию /Пер. со швед. М., 1995.
19. Общая социология: Учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002.
20. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996
21. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002.
22. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.
23. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
24. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
25. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
26. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1994.
27. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.
28. Римашевская Н.М., Римашевская А.А. Равенство как справедливость. М., 1991
29. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А.Нартов и др. под ред. Проф. Лавриненко В.Н. – 2е изд. Перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ ДАНА.2002.
30. Сорокин П.А. Проблема социального неравенства. М., 1992.
31. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1-2. М., 1993.
32. Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х тт. М., 1993.
33. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
34. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
35. Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д. ф. н. В.И. Добреньков, к. ф. н. Л.П. Беленкова. М., Наука, 1994.
36. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство - суверенизация и интеграция. М., 1997.
37. Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. Тюмень, 2000.
38. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1999.
Интернет-ресурсы http://socioline.ru/ http://www.isras.ru/ http://socio.rin.ru/ http://socipolit.ru/ http://www.ecsoc.ru/
Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука: объект, предмет, структура и функции.
Объектомсоциологии является общество.
Предметом социологии являются социальный статус, социальная структура, социальное неравенство, социальные законы, социальные изменения, социальные законы, т.е. социальное взаимодействие.
Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Структура:
Уровни социологии:
Микросоциология направление в социологии, ориентированное на анализ социальных явлений, процессов в малых группах (семья, проф.коллективы). Основной предмет изучения – межличностные отношения.
Макросоциология направление в социологии, ориентированное на изучение крупных социальных процессов (общество, цивилизация)
Функции социологии.
Эмпирическая функция. (Информационная) Изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработка конкретной фактической информации.
Теоретическая функция. (Диагностическая) Социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтверждённые практикой научные выводы.
Прогностическая функция. (Консультативная) Учёные разрабатывают прогнозы, научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.
Прикладная функция. Когда социологические прогнозы, теоретические разработки используются для решения практических задач (социальная инженерия).
Экспертная функция. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя".