Социология как наука: возникновение, объект, предмет, функции.

Социология.

Социология как наука: возникновение, объект, предмет, функции.

возникновение и становление социологии как самостоятельной науки

социология как самостоятельная наука возникла в первой трети 19 века.

в развитии социологии принято отмечать ряд этапов:

1. протосоциологический (предсоциологический) этап - до первой трети 19 века. социальное знание было, но оно существовало в рамках философского знания.

2. классический этап - до 20 годов 20 века.

3. современный этап - начался в 20 годах 20 века и длится по сей день.

Объект, предмет и субъект современной социологии

У социологии двойной объект исследования - с одной стороны это общество, с другой - человек.

предмет изучения социологии - взаимодействие между различными элементами социальной

структуры общества.

субъект современной социологии - социолог, т.е. человек, который профессионально занимается изучением общества - теоретическим и/или эмпирическим.

Функции социологии

современная социология выполняет ряд социальных функций:

1. теоретико-познавательная функция. она заключается в наращивании фундаментального знания о функционировании общества в целом, а также о функционировании его отдельных элементов.

2. практическая (прикладная) функция. реализация этой функции предполагает взаимодействие

социологии с органами власти, и заключается в содействии эффективному управлению социальными и

политическими процессами.

3. мировоззренческая функция.

а также гражданская, информационная, прогностическая функции, функция социальной критики.

Социальное» как базовая категория социологии.

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей социальных общностей в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу.Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Теории «среднего уровня» Р.Мертона.

Теория среднего уровня состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания. Эти теории должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться на практике. Термин был введён американским социологом Мертоном в 1947 году. Если сам Мертон первоначально под теориями среднего уровня понимал лишь с теорию ролей, теорию девиантного поведения, то впоследствии теории среднего уровня стали соотносить со специальными, отраслевыми (частными) социологическими теориями.

Для теории среднего уровня Мертон выбрал парадигму функционального анализа, которая описана в очерке «Явные и латентные функции».

Образование как основной социальный институт.

Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение.

Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп..

Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость.

Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер.

Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.

5.1.Социальные ценности и социальные нормы.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;

религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;

политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;

эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Социальная мобильность.

Соц моб — это измен индив или гр соц-эконом полож в общ. Термин «соц моб» был введен в соц в 1927 году П.А.Сорокиным, кот рассм соц моб как любое измен соц полож. Соц моб означ перемещ по соц лестн в двух напр: 1) вертик - движение вверх и вниз это переход по восход или нисход из одного слоя в друг (напр, чел получил высшее образ и статус его стал выше), опред проявлен творч и дел способн, также м.б. рез соц проц, в рез кот увелич прест опред проф, популярн района прожив…; 2) гориз - передв на одном и том же соц ур (смена семьи, религ, работы, места жит).

Для полит оценки соц моб use понят скор (колич страт за опред срок) и интенс [абс инт — общ число индив, втянут в соц перемещ, относ инт — доля по отнош к общ числ людей в слое]. Совок скор и инт сост понят «индекс моб-ти», с пом него м. сравн явл моб в разн общ. Социальная мобильность м.б. нулевой и интенсивной. Два осн вида соц моб — межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя соц позиции). Групп моб происх, когда сниж или повыш статус целого класса, сословия, касты. Причинами гр моб: соц рев, интервенции, межгос войны… Для жизни человека важны соц инст, кот явл каналами вертик моб: школа, армия, церковь. Факторы соц моб - усл, влияющие на моб. Факторы соц моб на микроуровне - это соц окруж индив, его совокупный жизненный ресурс. Факторы соц мобильности на макроуровне - это сост экон, ур научно-техн разв, характер полит реж, преобладающая сис стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная стратификация.

Главной чертой человеческого сообщества является соц. неравенство, возникающее вследствии соц. различий, соц. дифференциации. Соц. различия — это прежде всего статусные различия. Соц. дифференциация — процесс нарастания соц. различий в обществе (по Спенсеру), происходит из-за возникновения новых институтов, организаций и усложнение культур, появления новых ценностных представлений.

В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов.

Политология.

Различаются три основные формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

Принцип унитаризма (от лат. unitas — единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом, которые не могут иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику. На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Признаки унитарного государства:
• единая территория, административно-территориальное деление;
• единая конституция и система права, единое гражданство;
• единая система высших органов государственной власти — парламент, глава государства, правительство, судебные органы — юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;
• единые государственный бюджет, налоговая и валютная системы.
Принцип унитаризма не противоречит демократии и не исключает местного самоуправления как способа деконцентрации власти, культурно-национальной автономии. Унитарными являются большинство современных государств, в частности, Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия.

Принцип федерализма (от лат. foedus — союз, объединение) предполагает такую форму территориальной организации, которая включает несколько национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в политическое образование.

Федерация — союзное государство, в составе которого субъекты Федерации — государственные образования обладают определенной юридической и политической самостоятельностью, имеют собственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, разрабатывают свои конституционные уставы, систему законов.

В федеративном государстве сложной является проблема разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Объекты и предметы их ведения регулируются федеральной конституцией и зависят от исторических, политических традиций, уровня развития и ряда других факторов.

В истории развития государств встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформированы по однородному принципу: или территориального деления (провинции, земли, штаты), или национально-территориального (так организовано, в частности, разделение в Канаде).

Принцип конфедерализма воплощает объединение самостоятельных государств для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых). Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это объединение независимых государств, образованное на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически превратилась в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов в развитии Европейского Сообщества и стран СНГ

Политическая система США.

Соединённые Штаты Америки — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

[править]Конституция США

Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции и в других законах . Конституция передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга. На данный момент Конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 85 основных целей принятия Конституции, 7 статей и 27 поправок (первые 10 из которых формируют Билль о правах).

[править]Законодательная ветвь власти

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США.

Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.

Сенаторы избираются на шестилетний срок, каждые два года представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.

[править]Исполнительная ветвь власти

Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.

Президент США избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США).

Президента и вице-президента избирают посредством прямого волеизъявления при непосредственном участии коллегии выборщиков, состоящей из 538 членов. Подробнее см.Система выборщиков в США.

В январе 2009 года место президента занял Барак Обама, победивший на президентских выборах 2008 года.

Полномочия президента США:

верховный главнокомандующий вооружёнными силами США,

верховный представитель страны на международной арене,

назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти

созыв чрезвычайных сессий конгресса,

помилование лиц, осуждённых по федеральным законам,

чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,

формирование законодательной программы администрации (послания конгрессу),

представление бюджета конгрессу,

издание президентских приказов, имеющих силу закона.

[править]Предварительные выборы (Праймериз)

Основная статья: Праймериз

Праймериз — процедура предварительных выборов для претендентов на выборные должности в сфере законодательной и исполнительной власти США.

В США организацией предвыборной борьбы занимаются партии. Они обладают опытом, аппаратом, финансами, связями и всем необходимым для продвижения своих кандидатов. Поэтому, для того, чтобы иметь реальные шансы выиграть выборы, кандидат как правило должен быть поддержан одной из двух основных партий. Иногда успеха добиваются и независимые кандидаты, но это происходит редко. За поддержку партий, особенно таких влиятельных, как республиканская и демократическая, при выдвижении на выборные посты обычно борются несколько претендентов. Для их демократического выбора были созданы праймериз.

По сравнению с Европой и некоторыми другими странами идеологическая составляющая партий выражена гораздо слабее.

Вместе с тем, для некоторых групп избирателей личная кандидатура кандидата не играет большой роли — в первую очередь важна партия, к которой он принадлежит. В штатах, где традиционно доминирует одна партия, кандидат, победивший на первичных выборах этой партии, практически гарантированно побеждает и на основных выборах, и именно на праймериз в этих штатах развертывается серьёзная борьба между основными кандидатами.

Первым штатом, принявшим закон о праймериз, стал Висконсин (1903). До того, как система праймериз утвердилась в стране, кандидаты отбирались на партийных съездах.

Праймериз, фактически, возникли как реакция избирателей на попытки партийных руководителей вывести процесс выдвижения кандидатов из-под контроля рядовых членов партий.

К 1927 году уже все штаты приняли законы об обязательном проведении таких выборов. Праймериз используются для отбора кандидатов на местных выборах, а также для выдвижения кандидатов в Сенат и Палату представителей Конгресса США и Конгрессов штатов.

Законы штатов определяют, имеют ли право участвовать в праймериз только зарегистрированные члены партии (закрытые праймериз) или все избиратели (открытые праймериз).

Выдвижение кандидатов в президенты проводится на партийных съездах, но с 1968 года съезды не избирают, а фактически лишь утверждают кандидатуру лидера, которого поддержало большинство членов партии на праймериз.

[править]Судебная власть

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд. Теоретически, его компетенция строго ограничена Конституцией США (Статья III, секция 2[1]). Так, в компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе Конституции, законов, принятых Конгрессом Соединённых Штатов и международных договоров. Суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. Дополнительно суд может рассматривать дела, в которых одной из сторон являются Соединённые Штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. Фактически, Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут официально признать недействительными любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки кконституции

. Кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями. Члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и утверждаются сенатом.

Как правило, сенат признаёт право президента номинировать судью тех же взглядов, что и сам президент, даже если сенат контролируется оппозицией. Однако в этом случае кандидат должен придерживаться в основном центристских взглядов, по крайней мере публично. Это право президента является одним из основных аргументов, которые избиратели называют как причину того, что они голосовали за лично неприятного им (но идеологически правильного) кандидата в президенты.

Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.

[править]Штаты

Основная статья: Штаты США

На данный момент в составе США насчитывается 50 штатов, последние два из которых были приняты в состав этой страны в 1959 году (Аляска и Гавайи).

Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора, верховный суд и столицу. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски), и, в большинстве штатов, созданы по образцу Конгресса США. Также по образцу федерального конгресса, нижняя палата обычно называется палатой представителей, а верхняя сенатом. В ряде штатов нижние палаты именуются также генеральными ассамблеями либо палатами делегатов.

Как правило, законодательное собрание штата избирается на двухлетний срок; конкретная его продолжительность и численность палат сильно разнятся от штата к штату.

Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. В 8 штатах верховные судьи назначаются губернатором, в 4 — избираются законодательным собранием штата.

Вместе с тем в 16 штатах верховные судьи не назначаются, а избираются на длительный срок на беспартийных выборах, в 7 — на партийных выборах. Кроме того, 15 штатов следуют «плану Миссури» (en:Missouri Plan), в соответствии с которым кандидатуры верховных судей составляются особой комиссией, и утверждаются губернатором. Эта комиссия состоит частично из профессиональных юристов, членов коллегии адвокатов, частично из граждан, отобранных губернатором. В 3 штатах «план Миссури» модифицирован.

Конкретная продолжительность срока и количество верховных судей меняется от штата к штату в соответствии с местной конституцией.

Во главе каждого штата стоит губернатор, избираемый населением штата. В большинстве штатов губернатор может избираться не более чем на два четырёхлетних срока (количество сроков не ограничивается в штатах Коннектикут, Айдахо, Иллинойс, Айова, Массачусетс, Миннесота, Нью-Хемпшир, Нью-Йорк, Северная Дакота, Техас, Юта, Вермонт, Вашингтон и Висконсин). На текущий момент рекордсменом по продолжительности службы можно считать действующего губернатора штата Техас Рика Перри, избранного на этот пост ещё в 2000 году.

Параллельно избирается вице-губернатор (lieutenant governor), который может принадлежать к другой политической партии. В штатах Аризона, Мэйн, Нью-Хемпшир, Орегон, Теннеси, Западная Вирджиния и Вайоминг местные конституции должностей вице-губернатора не предусматривают, и соответствующие функции возлагаются на президента сената штата. Кроме того, в штатах Теннесси и Западная Вирджиния вице-губернаторы выбираются сенатом штата.

Основа построения государственной системы в США заключается в том, что она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

Таким образом, законодательство США имеет два основных уровня: уровень штата и федеральный. Согласно статистике, ежегодно в судах штатов рассматривается до 27.5 млн дел, тогда как в федеральных судах — только 280 тыс. Общее количество уровней судебной власти отличается от штата к штату. В частности, штат Техас насчитывает 5 уровней судов (мировые судьи, муниципальные суды, суды графств, суды округов и аппеляционные суды), причём штат имеет одновременно две высшие аппеляционные инстанции — верховный суд штата Техас и суд по уголовным аппеляциям штата Техас.

В некоторых штатах проводятся референдумы.

В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных штатах английское (Общее право).

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства. В ведении федерального правительства находятся такие области какобразование

, в том числе финансирование государственных школ и вузов и управлени ими, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата. В большинстве штатов бюджеты обязаны быть сбалансированными, за исключением особых ситуаций, перечисленных в Конституции штата.

Наиболее типичными административными единицами штатов являются округа и города. Эти районы также имеют свои уставы, законодательные, судебные и исполнительные органы власти, которые формируются через выборы. Хотя каждый из органов самоуправления относительно невелик по размеру, их суммарное количество таково, что из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8,500 относятся к федеральному и региональному уровню. Остальные работают в местных органах самоуправления. Во многих округахшериф

, прокурор, судья, мировой судья, судебно-медицинский эксперт, глава налоговой службы и ревизор являются выборными должностями. В городах избираются муниципальные советы и мэры. В некоторых округах и городах высшие полномочия исполнительной власти сосредоточены в руках профессионального управляющего, которого назначают (то есть, нанимают) представительные органы самоуправления.

Наряду с округами и городами существуют специальные территориально-административные единицы штатов, которые отвечают за водообеспечение, экономию воды и природных ресурсов, пожарную безопасность, помощь при чрезвычайных ситуациях, транспорт и которые финансируются за счёт отдельных налогов. Их руководство в одних случаях избирается, в других назначается властями штата. Управление государственными школами осуществляют советы по образованию соответствующего школьного округа, которые состоят либо из выборных лиц, либо из опекунов.

В 33 из 50 штатов столица находится не в самом населённом городе. Так, столица штата Калифорния находится не в Лос-Анжелесе, а в Сакраменто, а столица штата Нью-Йорк — в городе Олбани.

[править]Партии

В политической жизни США участвуют Республиканская партия США, Демократическая партия США, а также различные менее влиятельные партии. Кроме того, имеют определенные шансы независимые кандидаты. В нынешнем 110 Конгрессе заседают два независимых сенатора, независимых членов палаты представителей нет.

Третьи партии и независимые кандидаты были и остаются повторяющейся характерной чертой американской политической жизни. Практически все третьи партии имели тенденцию преуспевать в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет или быть поглощенными одной из основных партий. Однако есть свидетельства того, что эти партии могут оказывать серьёзное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная партия) в период раскола в Республиканской партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу Вудро Вильсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. Затем Прогрессивная партия вошла в состав Республиканской.

Начало ХХ века дало шанс социалистической партии стать реальной третьей силой в партийной системе США. То время можно назвать кризисом двухпартийной системы США.

«Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай. Кроме того, крупнейшего успеха добилась в 1912 году социалистическая партия (за нее голосовало около 1 млн. избирателей), включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований».

Начиная с 90-ых годов XX века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии. В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Несмотря на различные проявления потенциальной поддержки третьей партии, есть серьёзные препятствия на пути избрания президентом кандидата от третьей партии. Помимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому голосованию, меняя свое первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда понимают, что у кандидата от третьей партии нет шансов на победу. Существует и такое явление, как голосование за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись бы потом с обескураживающей их проблемой. Ею, конечно, является проблема управления – кадрового обеспечения администрации, а затем работы с Конгрессом, где господствующее положение занимают республиканцы и демократы, у которых были бы лишь ограниченные стимулы сотрудничать с президентом, представляющим не основную партию.

Политическая система ФРГ.

Разобраться в политической системе Германии довольно нелегко. После объединения ГДР и ФРГ, осталась западная система управления, то есть, ту, которую установили после войны американцы.

В итоге образовалась система, в которой толком не разбираются даже большинство немцев. Федеративная Республика Германия является парламентским демократическим и социалистическим государством, в котором каждая федерация – это маленькая республика. Каждая отдельная земля имеет собственную конституцию. Хотя основной конституцией все же является свод главных законов Германии. Иными словами, все, что в конституции страны не описано, может быть записано в конституции конкретной земли. Например, конституция некоторых земель до сих пор предусматривает смертную казнь, хотя в ФРГ такого наказания якобы не существует.

Номинальный глава государства – президент. Однако он имеет только представительские функции, не оказывая на политику страны влияния. Выбирают президента на 5-летний срок на съезде всех партий ФРГ, которые имеют в парламенте земли или страны представительство. С другой стороны, выборы президента – единственная задача государственного съезда. Реальной властью в стране обладает глава правительства – бундес-канцлер. Выбирает его парламент.

Простые граждане на этот выбор влияют лишь косвенно, голосуя на партийных выборах. Предлагает кандидатуру канцлера бундес-президент. То есть, граждане выбирают парламент, а потом президент предлагает депутатам кандидатуру главы правительства. Канцлер назначает кабинет министров. Собственно, так и формируется немецкое правительство. Вследствие развития такой системы иногда Германию называют канцлер-демократической, так как в итоге страной правят люди, самолично выбранные канцлером. Следует отметить, что в отличие от президентов, бундес-канцлеров очень часто выбирают еще на один срок. Парламент ФРГ именуется бундестагом. Он является единственным немецким всенародно-избранным органом власти. Избирается на 4 года.

В настоящее время в немецком парламенте заседают 612 представителей всех шестнадцати земель. Парламент имеет своего бундестаг-президента, или, по аналогии с парламентом России, спикера. Бундестаг – это законодательный орган, который может вносить коррективы в конституцию.

Законодательная власть РФ.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входятГосударственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть РФ.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначениеисполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

[править]Структура исполнительной власти

органы исполнительной власти;

государственные служащие;

юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

[править]Признаки исполнительной власти

является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

является проводником государственной политики в жизнь;

подзаконна по своему характеру и задачам;

объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

[править]Функции исполнительной власти

подзаконодательное регулирование;

осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное правоприменение;

осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

информационное обеспечение органов государственной власти

Судебная власть РФ.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

[править]Общие характеристики

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования.

Наши рекомендации