Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы.
Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах, образование в годах обучения и т.п.) дело обстоит сравнительно просто. Для них уже есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи.
Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т.п.) не имеют установленных эталонов измерения. Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования.
Эталонами измерения являются шкалы.
Классификация шкал.
· Номинальная шкала (шкала наименований).
· Порядковая шкала.
· Интервальная шкала.
· Шкала отношений.
Номинальная шкала.
Номинальная шкала – это шкала, классифицирующая по названию: nomen (лат.) – имя, название. Название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Номинальная шкала – это способ классификации объектов или субъектов с целью распределения по ячейкам классификации, для перехода от наименований к числам, путем подсчета количества наблюдений в каждой из ячеек. Номинальная шкала может состоять из ячеек «признак проявился – признак не проявился».
Пример:
Ваш пол?
1. Мужской
2. Женский
Порядковая шкала.
Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». В порядковой шкале должно быть не меньше трех классов. Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребляются определения «низкий», «средний», «высокий».
Пример:
Насколько Вы удовлетворены условиями труда?
1. Вполне удовлетворен
2. Скорее удовлетворен, чем нет
3. Скорее не удовлетворен
4. Совершенно не удовлетворен
Интервальная шкала
Интервальная шкала – шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Полученные данные могут быть обработаны с помощью непараметрических критериев. Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль).
Шкала отношений
Шкала отношений – это шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.
Добавляется экспериментально установленный нуль.
В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. По отношению к показателям частот возможно применение всех арифметических действий: сложение, вычитание, деление и умножение.
Пример:
Сравнение продолжительности времени, затрачиваемого в неделю на различные виды досуговой деятельности позволяют выявить, что на просмотр телевизионных передач (12-14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение (2 часа).
Индексы в социологии.
Индексом называется обобщенный (производный) показатель, сформированный из исходных посредством математических операций.
В социологии индекс рассматривается как сводный числовой показатель, полученный в результате исследования и анализа данных, т.е. на основе других данных.
Здесь индекс выступает как единый показатель свойств переменной или нескольких переменных. Такой индекс используется для измерения латентной переменной.
Сущность индексного метода в социологии состоит в редукции ("сжатии") социальной информации и сведение ее к единому показателю. При этом не имеет значения количество признаков-индикаторов объекта, подвергшихся "сжатию".
Индекс как эмпирический показатель может создаваться на начальном этапе исследования и в результате исследования.
Например, применительно к латентной переменной "удовлетворенность работой", описанная процедура будет означать обращение к респонденту с просьбой сказать, устраивает ли его зарплата, симпатичны ли ему товарищи по работе, авторитетен ли для него непосредственный начальник и т.д.
Другими словами, одну "большую" удовлетворенность мы как бы "разлагаем" на много "маленьких". Каждый вопрос в таких случаях чаще всего сопровождается веером возможных ответов, отвечающих, скажем, традиционной пятибалльной шкале от "полностью устраивает" до "совершенно не устраивает" и т.д.
Далее мы полагаем, что максимальной удовлетворенности работой отвечает совокупность максимальных баллов - ответов по всем вопросам, минимальной удовлетворенности - совокупность минимальных баллов-ответов, а в промежуточном случае - удовлетворенность тем больше, чем больше суммарный балл. Сумма "маленьких" удовлетворенностей составляет одну "большую".