Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение

Типы вопросов в социологичесокм исследовании

1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента

2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.

3.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

4.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

5.Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. 6.Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок.

По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов

1.Основные вопросы - это высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте.

2.Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.

3.Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определеннойее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

4.Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.

5.Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да - нет", носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

6.Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

7.Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопросов. 8.Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию респондента по отношению к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п.

9.Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров. Виды вопросов.

Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив.

Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 100 000 рублей.

2. От 100 001 до 500 000 рублей.

3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.

4. Свыше 1 000 000 рублей. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Социологические шкалы

1.Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.

2.Номинальная шкала.В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.

3.Порядковая шкала.В отличие от шкал наименований порядковые шкалы включают в себя перечень признаков, упорядоченных относительно друг друга по измеряемому признаку и представляющих собой некое системное единство. Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение - определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях. Порядковая шкала имеет самостоятельное назначение. Приписав каждому варианту ответа в шкале определенный индекс. Порядковая шкала допускает операции равенства - неравенства и больше - меньше. Она представляет собой ранжирование по признаку. По сравнению с номинальной шкалой она позволяет высчитать медиану и осуществлять ранговую корреляцию.

4.Ранговая шкала.В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.

5.Шкала отношений, или пропорциональная шкала, позволяет определить, во сколько раз интенсивность данного свойства, признака у одного объекта выше, чем у другого. В шкале отношений числа присваиваются объектам так, чтобы между числами выполнялась такая пропорция, которая существует между объектами. Эта шкала подразумевает фиксированную точку отсчета - начало отсчета. Она допускает операции равенства - неравенства, больше - меньше, равенства интервалов и равенства отношений и тем самым реализует все математические операции.

6.Шкала измерения.Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить. Полнота шкалы измерения - это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее. Социологическое измерение Социологическое измерение - это процедура, с помощью которой качественные признаки социального явления или объекта, что изучается, сравнивают с определенным эталоном и получают числовое выражение в определенном масштабе.

Эталоном измерения является шкала, что еесоздает сам социолог в процессе исследования.

1.Описательная теория, (естественнонаучная теория), была первой применены для понятия измерения. Измерение - это сопоставление одной величины с другой при помощи единиц измерения. Это определение предполагает существование объективного предмета с присущими ему объективными свойствами - величинами, такими как длина, ширина. Она также предполагает существование объективных единиц измерения. В социологии и социальной психологии такое определение измерения не подходит, так как в них измеряются свойства индивида, количественных признаков достаточно мало. В связи с этим, понятие измерения было переформулировано для анализа социальной материи.

2.Репрезентативная теория измерений. Измерение - это представление эмпирических объектов в виде чисел, которое осуществляется по определенным правилам.

3.Формальная теория измерений. Возникает в рамках репрезентативной теории уже в XX веке, и основана на ее постулатах. Но эти постулаты она попыталась изложить в виде математических принципов. Измерение - это гомоморфное отображение эмпирической системы соотношений в числовую систему соотношений. В рамках формальной теории возникает новое понятие - преобразование шкалы.

Наши рекомендации