Соотношения в линейных электрических цепях постоянного тока
Лабораторная работа № 1
Соотношения в линейных электрических цепях постоянного тока
Цель работы
Целью лабораторной работы является освоение расчетных и опытных методов определения в разветвленной электрической цепи: токов в ветвях; входных и передаточных (взаимных) проводимостей; потенциалов точек соединения элементов.
Описание лабораторного стенда
Лабораторная установка состоит из наборов резисторов, размещенных на верхней панели, и реостатов, находящихся на столе. Для измерения токов и напряжений используются три миллиамперметра и два вольтметра, имеющие несколько пределов измерений. Два источника питания применяются в качестве источников напряжения E1 и Е2. Напряжение источников питания регулируется плавно от 0 до 40 В. Включение блоков питания осуществляется тумблером «сеть» и контролируется сигнальной лампочкой. Наборы резисторов каждой лабораторной установки одинаковы, но для каждой бригады задается своя схема соединения элементов. Схемы соединения элементов приведены на рис. 1.1 - 1.5. Параметры схем и режимы работы источников питания приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Номер схемы | E1,В | Е2,В | Ri,Ом | R2,OM | R3,Om | R4,OM | R5,OM | R6,Ом |
480 . |
Предварительное задание
Каждый студент получает индивидуальное задание в виде карточки со схемой и номиналами электрической цепи лабораторного стенда. Студенты, получившие одинаковые схемы, объединяются при выполнении лабораторной работы в одну бригаду. Для заданной схемы необходимо:
рассчитать токи I1, I2, I3 по методу контурных токов и по методу узловых потенциалов;
рассчитать проводимости q11, q12, q13, q22, q23;
рассчитать токи I1, I2, I3 по принципу наложения, воспользовавшись значениями проводимостей;
рассчитать потенциалы точек соединения элементов цепи и построить потенциальную диаграмму для внешнего контура цепи.
Рабочее задание
Вданной лабораторной работе требуется:
собрать схему на лабораторном стенде в соответствии со схемой подготовительного задания, предусмотрев в ней включение миллиамперметров для измерения токов I1, I2, I3;
измерить токи I1, I2, I3 при различных режимах работы источников питания E1 и Е2;
измерить потенциалы узлов и точек соединения элементов внешнего контура схемы;
по измеренным значениям токов определить проводимости q11, q12, q13, q22, q23;
по измеренным значениям потенциалов точек соединения элементов внешнего контура и данным табл.1.1 построить потенциальную диаграмму;
сопоставить расчетные результаты предварительного задания с опытными данными.
Указания по выполнению эксперимента
Для опытного определения токов I1, I2, I3 и проводимостей q11, q12, q13, q22, q23 необходимо установить следующие режимы работы источников питания:
оба источника E1 и Е2 включены, значения E1 и Е2 должны соответствовать взятым при расчетах;
источник E1 включен, Е2 выключен (закорочен), значение E1 произвольно;
источник E1 выключен (закорочен), Е2 включен, Е2 значение
произвольно.
Для измерения потенциалов узлов схемы и точек соединения элементов внешнего контура необходимо конец провода, присоединенного к гнезду вольтметра со знаком «-», соединить с тем узлом схемы, потенциал которого при расчете был равным нулю, а конец провода, присоединенного к гнезду вольтметра со знаком «+», присоединить к точкам схемы, потенциалы которых необходимо измерить.
Указания по обработке результатов измерений и оценке
Погрешностей
В процессе выполнения лабораторной работы измеряются токи и напряжения. При обработке результатов необходимо рассчитать абсолютную и относительную погрешность измерения:
токов при одновременной работе источников;
потенциалов точек соединения элементов внешнего контура.
Результаты измерений силы тока.
Режим работы цепи | I1 mA | I2 mA | I3 mA |
E1и Е2 включены3 mA работы цепи. | 19*75/150=9.5 | 47*75/150=23.5 | 16*75/150=8 |
включен только Е1 | 2*0.75/150=0.01 | 113*75/150=56.5 | 96*75/150=48 |
Включен только Е2 | 128*75/150=64 | 16*750/150=80 | 12*750/150=60 |
Измерения потенциалов узлов схемы
φ0 | φ1 | φ2 | φ3 |
41.8*75/150=20.9 В | 2.4*75/150=1.2 В | 2.1*75/150=1.05 В |
Расчет токов по формулам.
I1= φ1-E1/R1=(20.9-20)/100=9.3 mA
I2=( φ2- φ1+E2)/R2=(1.2-20.9+23.5)/110=23.6 mA
I3= φ2/R3=1.2/150=8 mA
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________________________________________________
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Теоретические основы электротехники»
Отчет по лабораторным работам по дисциплине «ТОЭ»
Выполнил: Заитов Р.М.
Группа: ВЭП 1-10
КАЗАНЬ – 2012г.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Цель работы
Целью лабораторной работы является освоение расчётных и опытных методов определения в неразветвлённой электрической цепи:
тока;
напряжения на элементах схемы;
параметров катушки индуктивности;
построения векторной диаграммы тока и напряжений;
построения топографической диаграммы напряжений;
тока, напряжений на элементах и построения векторной диаграммы при резонансе.
Лабораторная работа № 6
Цель работы
Целью настоящей работы является закрепление у студентов знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, применение их в расчете трехфазной электрической цепи, а также в эксперименте с различными нагрузками при соединении «звездой».
Порядок выполнения работы
1. Собрать схему для измерения параметров трехфазной цепи
с нейтральным проводом (рис. 3). Значения комплексов сопротивлений каждой фазы занести в табл. 1. При помощи мультиметров измерить линейное и фазные напряжения, фазные токи, ток в нейтральном проводе
при заданных сопротивлениях нагрузки. По результатам измерений рассчитать активную мощность, потребляемую каждой фазой. Результаты эксперимента занести в табл. 2.
Рис. 3. Схема для измерений параметров трехфазной цепи
Условия опыта | za, Ом | zb, Ом | zc, Ом |
za = zb = zc = R | |||
za = R/2; zb = zc = R | |||
za = R; zb = Rк+ jXL; zc = –jXC | 74+j13 | -j318 | |
za = ∞; zb = zc = R | ∞ | ||
za = 0; zb = zc = R |
Условия опыта | Uab, В | Ua, В | Ub, В | Uc, В | Ia, А | Ib, А | Ic, А | IN, А | Pa, Вт | Pb, Вт | Pc, Вт | |
za = zb = zc = R | Опыт | 11,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,8 | 6,89 | 6,89 | 0,06 | |||
Zc = R/2; zа = zb = R | Опыт | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,8 | 6,84 | 13,51 | 6,3 | 91,1 | |||
Zc = ∞; zb = za= R | Опыт | 6,9 | 6,9 | 0,005 | 5,9 | 5,9 | 6,7 | 34,8 | 34,8 | |||
za = R; zb = Rк + jXL; zc = – jXC | Опыт | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,7 | 83,5 | 21,3 | 95,8 | 44,8 | 515,9 | ||
Условия опыта | Uab, В | Ua, В | Ub, В | Uc, В | UnN, В | Ia, А | Ib, А | Ic, А | Pa, Вт | Pb, Вт | Pc, Вт | |
za = zb = zc = R | Опыт | 11,8 | 6,8 | 6,8 | 6,8 | 0,02 | 6,78 | 6,78 | 6,78 | |||
Расчет | ||||||||||||
Zc = R/2; zа = zb = R | Опыт | 7,8 | 7,8 | 5,1 | 1,7 | 7,7 | 7,7 | 59,2 | 59,2 | |||
Расчет | ||||||||||||
Zc = ∞; zb = za= R | Опыт | 5,9 | 5,9 | 3,4 | 5,8 | 5,8 | 33,64 | 33,6 | ||||
Расчет | ||||||||||||
za = 0; zb = zc =R | Опыт | 11,8 | 11,8 | 6,8 | 11,5 | 11,5 | ||||||
Расчет | ||||||||||||
za = R; zb = Rк + jXL; zc = – jXC | Опыт | 11,2 | 3,5 | 35,5 | 8,9 | |||||||
Расчет |
Лабораторная работа № 1
Соотношения в линейных электрических цепях постоянного тока
Цель работы
Целью лабораторной работы является освоение расчетных и опытных методов определения в разветвленной электрической цепи: токов в ветвях; входных и передаточных (взаимных) проводимостей; потенциалов точек соединения элементов.