III. Словарно-орфографическая работа.

Светило, припекало, щебетали, неслись, качались, шелестела, развевались.

– Что объединяет эти слова?

– Какое ошибкоопасное место есть в предложенных словах?

– Назовите проверочные слова.

– Какой глагол можно назвать лишним по составу? (Припекало.)

– Объясните правописание приставки.

– О чем можно составить словесную зарисовку, употребив эти глаголы?

– Для более точного описания что используют в этюдах? (Сравнение.)

IV. Работа по теме урока.

1. – Продолжите предложение сравнениями.

На листьях застыли капельки росы, как…

На разные голоса пели птицы, будто…

Первый весенний ручеек бежал, звенел, как…

Листочки тянулись к солнышку, словно…

2. Работа с упр. 611.

а) Отгадайте загадку.

Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички.

(Ромашки.)

– По каким признакам вы догадались?

– Как названы лепестки в загадке?

– Можно ли это слово употребить в предложении со сравнением?

– Составьте такое предложение о лепестках ромашки.

– Какое слово-связку вы употребили перед сравнением?

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танцах – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

б) Прочитайте, как описывает ромашку М. Пришвин (упр. 611).

– С чем сравнивается серединка цветка? (С солнышком.)

– Как эта серединка названа в закладке? (Глазок.)

– Можно ли эти слова употребить в предложении со сравнением?

– Составьте такое предложение.

в) Самостоятельная работа.

– Прочитайте описание веток ивы (с. 61 в тетради-задачнике).

– Вставьте по смыслу в текст слова из справочного бюро.

– Запишите текст в тетрадь, решая орфографические задачи.

(Взаимопроверка.)

V. Итог урока.

– К какой речи вы отнесете этюды – к деловой или картинной? Почему?

– Какие особенности этюдов вы заметили?

– Прочитайте обобщение авторов учебника об этюдах на с. 103.

– Вы согласны с авторами?

& Домашнее задание: упр. 615.

– Раскрасьте картинки.

Урок 162
рисуем словесные этюды

Цель: развивать умения составлять словесные этюды, употреблять в них предложения восклицательные и вопросительные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Дети зачитывают написанные этюды, выбирают наиболее понравившийся по содержанию, объясняют, что именно понравилось в тексте.)

III. Работа по теме урока.

1. Выполнение упр. 614 (устно).

– Рассмотрите картинки художников.

– Что в них понравилось?

– Что радует?

– Давайте постараемся создать такие словесные этюды, которые раскроют главную мысль: «Как красива природа весной!»

– Составьте словесный этюд по первой картинке.

– Что изображено?

– Что особенно впечатляет?

– Какими сравнениями можем воспользоваться?

– Какие слова помогут перейти к изображению на второй картинке? (А вон… Рядом… А недалеко…)

– Попробуйте в предложениях употребить такие слова, которые могут передать радостное весеннее настроение.

– Закончите словесный этюд восклицательным предложением.

2. Употребление слов со значением олицетворения.

– В словесных этюдах часто неодушевленным предметам приписываются действия, соответствующие одушевленным предметам.

t Работа по карточкам.

З а д а н и е. Соедините возможные варианты употребления слов в предложениях.

– Какие сочетания получились?

– Составьте предложения. Запишите.

– Помогает ли этот прием точнее передать чувства? Почему?

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

3. Выполнение упр. 615.

– Рассмотрите рисунки.

– Можно ли по ним написать словесные этюды?

– Чем этюды будут отличаться?

– О чем напишем, глядя на первую картинку?

– Как начнем рассказ?

– Какие предложения – восклицательные и вопросительные – можно использовать?

– Как закончим?

– О чем можно рассказать, глядя на вторую картинку?

– Как можно начать словесный этюд?

– Какие сравнения можем использовать?

– Как грамотно их оформить на письме?

– Чем закончим?

IV. Самостоятельная работа.

– Определитесь, по какой картинке будете составлять словесный этюд.

– Сначала обдумайте свои словесные рисунки, затем напишите. Будьте внимательны. Постарайтесь не испортить работу ошибками.

(Дети записывают на черновики словесный этюд по одной из картинок.)

V. Итог урока.

Зачитывают получившиеся тексты.

Анализируют речевые ошибки (устно).

& Домашнее задание:

– Постарайтесь улучшить свои словесные рисунки и запишите в тетрадь.

Урок 163
рисуем словесные этюды

Цель: обучать написанию словесных картин по собственным наблюдениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте свои работы.

– Какие приемы вы использовали при написании словесных этюдов?

Наши рекомендации