II. Словарно-орфографическая работа.
Лежал, приподнялся, поглядел, вскочил, зарычал, кидался, смотрел, подлетала, проскакал, перехитрила, утащила.
– Что объединяет предложенные слова? (Глаголы, прошедшее время.)
– На какие группы можно их разделить? (По виду, по родам.)
– Объясните все имеющиеся орфограммы.
(Дети записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы.)
III. Актуализация опорных знаний.
1. – Текст-описание или текст-повествование можно создать, используя данные слова?
– Какие части речи особенно важны, когда речь идет о действиях?
– Какую роль при этом играют другие части речи?
– Когда авторы подробно показывают действия?
– Какая форма времени помогает читателю приблизиться и как бы наблюдать происходящее?
– Как уйти от повторов имен существительных в тексте?
2. Работа с учебником.
– Перечитайте тексты в упр. 584, 592.
– Какими секретами воспользовались авторы?
IV. Работа над составлением текста по серии картинок.
1. Беседа по содержанию.
– О ком может быть составлен текст со словами из орфографической минутки?
– По каким словам вы это определили?
– Откройте учебник на с. 100.
– Рассмотрите картинки, представьте, что вы все это наблюдали и теперь хотите рассказать другим.
– Какой будет главная мысль рассказа?
– Может ли эта мысль быть заключена в предложении со значением оценки?
– Какой текст будем составлять? Почему?
– Сколько частей предполагается?
Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся.
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
2. Озаглавливание частей текста.
– О чем повествует первая часть?
– О чем вторая?
– Как можно озаглавить части?
– Выберите наиболее подходящие заголовки.
1-я часть | 2-я часть |
Не удаётся украсть! Желание вороны. Злой пёс. Не отдам кость. | Хитрая ворона. Перехитрила! Вот какая ворона! Ворона победила. |
3. Составление устного рассказа.
– Какими секретами авторов при составлении предложений вы воспользуетесь?
– Как можно начать текст?
– Как закончить?
– Обдумайте и расскажите эту историю так, чтобы слушатель представил себе все так же, как вы увидели на картинках.
V. Написание сочинения.
– Запишите историю, стараясь словами рисовать события.
– После написания прочитайте, проверьте текст.
VI. Итог урока.
& Домашнее задание: нарисовать серию картинок с забавным поведением животных.
Урок 159
словами рисуем действия.
работа над ошибками
Цель: обучать составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов.
Ход урока
I. Анализ работ.
1) – Какой по типу текст мы составляли на прошлом уроке? (Повествование.)
– Каким словам в подобном тексте отводится главная роль?
– Выберите из предложенных слов наиболее подходящие по смыслу глаголы.
Пёс (лежал, грелся на солнышке, валялся, скучал) возле будки.
Ворона (приблизилась, прилетела, захотела украсть, задумала обмануть, хотела утащить) …
Барбос (кинулся, бросился, зарычал, отпугнул, не подпустил) …
Стая ворон (налетела, спланировала, метнулась, отвлекла, обманула) …
Ворона (схватила, стащила, украла, умыкнула) …
(Работы учеников учителем проверены, указаны на полях речевые недочеты и ошибки.)
– Посмотрите на свои работы. Может, у кого-то появилось желание употребить другой глагол в рассказе, подпишите карандашом.
2) Какие слова помогли бы избежать повторов?
Пёс, …
Ворона, …
Стая, …
– Продолжите ряд.
– В случае необходимости сделайте отметки карандашом в своих работах.
3) – Прочитайте, какими предложениями вы начали повествование.
– Какими его закончили?
– Где уместно было употребить предложения восклицательные?
– Какие из записанных предложений можно было употребить в начале текста?
– Какие в конце?
Оказывается, ворона – умная и хитрая птица.
Вот так ворона!
А я думал, ворона менее смышлёная птица.
Вот же хитрюга!
– Если возникло желание изменить вступление и завершение текста, пометьте карандашом.