Эмоциональный интеллект. ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто посягает на ее территорию



ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто посягает на ее территорию. Улюдей те же самые цепи вызыва­ют напряжение голосовых связок, издающих пронзительный вопль ужаса.

От миндалевидного тела еще один проводящий путь ведет к «голубоватому месту» (locus ceruleus) в мозговом стволе, ко­торое, в свою очередь, вырабатывает норэпинефрин (называе­мый также норадреналином) и распределяет его по всему го­ловному мозгу. Действие норэпинефрина проявляется в том, что он усиливает общую реактивность получающих его зон го­ловного мозга, повышая чувствительность сенсорных цепей. Норэпинефрин заполняет кору головного мозга, мозговой ствол и собственно лимбическую систему, приводя головной мозг в напряженное состояние. И теперь даже обычный скрип двери или половицы в доме может заставить вас задрожать от страха. Большинство таких изменений проходит на подсознательном уровне, так что вы не успеваете осознать, что чего-то испуга­лись.

Но когда вы действительно начнете испытывать страх, то есть когда тревога, которая прежде была подсознательной, ста­нет осознанной, миндалевидное тело подаст команду на широ­комасштабную реакцию. Оно даст сигнал клеткам мозгового ствола изобразить на вашем лице испуг, заставить вас резко и быстро вздрогнуть, застопорить не имеющие отношения к делу начавшиеся движения мышц, увеличить частоту сокращений сердца, поднять кровяное давление и замедлить дыхание (вы, возможно, заметили, что при внезапном испуге задерживаете дыхание, чтобы лучше расслышать, что же именно вас напуга­ло). Но это только одна составляющая обширного тщательно скоординированного комплекса изменений, производимых миндалевидным телом и соединенными с ним отделами, когда они ставят мозг «под ружье» в критический момент.

Тем временем миндалевидное тело вместе с соединенным с ним гиппокампом дает соответствующие указания клеткам, которые передают команду главным нейротрансмиттерам, к примеру, «включить» секрецию допамина, в результате чего ваше внимание переключается на причину страха — в данном случае на странные звуки, — а мышцы приводятся в состояние





Дэниел Гоулман

готовности отреагировать надлежащим образом. В тот же са­мый момент миндалевидное тело сигнализирует сенсорным зонам зрительного восприятия и внимания о необходимости убедиться в том, что глаза выискивают наиболее вероятный источник опасности. Одновременно проводится «перетряхива­ние» кортикальных мнемонических систем, чтобы как можно быстрее вызвать знания и воспоминания, максимально соот­ветствующие конкретному эмоциональному порыву, которые получают приоритет перед менее важными для данной ситуа­ции мыслями.

После того как все эти сигналы отправлены, вас охватыва­ет вполне сформировавшийся страх: вы ощущаете характерную тяжесть под ложечкой, сердце колотится, напрягаются мышцы вокруг шеи и на плечах или дрожат руки и ноги; тело, «окаме­нев», застывает на месте, пока вы, обратившись в слух, пытае­тесь уловить хотя бы еще один подозрительный звук, а разум мечется в поисках возможных скрытых опасностей и способов ответной реакции. Вся эта последовательность — от удивления к неуверенности, потом к мрачному предчувствию и, наконец, к страху — может уложиться примерно в секунду. (Более по­дробная информация содержится в книге Джерома Кейгана «Пророчество Галена».)

Приложение Г

КОНСОРЦИУМ У.Т. ГРАНТА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФИААКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Главные компоненты эффективных программ включают:

Умение справляться с эмоииями

• Идентификация и называние чувств

• Выражение чувств

• Оценка силы чувств

• Управление чувствами

• Отсрочка удовольствия

• Контролирование побуждений

• Ослабление стресса

• Выяснение разницы между чувствами и поступками

Когнитивные способности

• Разговор с собой — ведение «внутреннего диалога» как спо­соб справиться с темой или проблемой или подкрепить соб­ственное поведение

• Считывание и толкование социальной информации, на­пример, осознание влияния социума на поведение и рас­смотрение себя с точки зрения более крупного сообще­ства

• Осуществление шагов в направлении решения проблем и принятия решений, например, сдерживание побуждений,



Дэниел Гоулллан

постановка задач, определение альтернативных действий, прогнозирование последствий

• Понимание точек зрения других людей

• Понимание правил поведения (какое поведение приемле­мо, а какое нет)

• Позитивное отношение к жизни

• Самоосознание, например, выработка реалистических ожи­даний в отношении себя

Поведенческие навыки

• Невербальные — общение посредством зрительного кон­такта, выразительности лица, тона голоса, жестов и так да­лее

• Вербальные — четкое формулирование требований, дей­ственное реагирование на критику, сопротивление негатив­ным влияниям, умение выслушать других, помощь другим людям, участие в положительных во всех отношениях груп­пах равным по положению

Наши рекомендации