Эмоциональный интеллект ребенка

Джон Готтман

Творческая мастерская

Ракель Дорли

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Томас Армстронг

Школа будущего

Кен Робинсон и Лу Ароника

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru

[1]Э. Э. Каммингс (1894–1962) – американский поэт, писатель, художник, драматург. Предпочитал писать свою фамилию и инициалы с маленькой буквы; в своих произведениях экспериментировал с пунктуацией, синтаксисом и правописанием. Прим. перев .

[2]Издана на русском языке: Фулгам Р. Все самое важное для жизни я узнал в детском саду. М.: Иностранная литература, 1990. № 10. Прим. ред .

[3]Clinton (2001).

[4]Часть этого отрывка и следующего взяты из книги Gray (2011a).

[5]Говард Чудакофф (р. 1943) – профессор, историк, автор книги Children at play: An American History («Дети за игрой: Американская история»). Нью-Йорк: 2007. Прим. перев.

[6]Chudacoff (2007).

[7]Цитата из книги Johnson (1988).

[8]Finkelhor et al. (2010).

[9]Family, Kids, and Youth (2010). Это исследование проводилось под патронажем компании IKEA и под наблюдением Барби Кларк, генерального директора исследовательской группы Family, Kids, and Youth.

[10]См. O’Brien and Smith (2002).

[11]Clements (2004).

[12]Hofferth and Sandberg (2001).

[13]Hofferth (2009).

[14]Clements (2004).

[15]Family, Kids, and Youth (2010).

[16]Популярный журнал по психологии, выходит в США с 1967 года каждые два месяца. Прим. перев.

[17]Комментарий был написан в февральском выпуске 2010 года блога Питера Грея в разделе «Комментарии читателей» (http://blogs.psychologytoday.com/blog/freedom-learn).

[18]Twenge (2000); Twenge et al. (2010).

[19]Newsom et al. (2003).

[20]Newsom et al., данные из таблиц 4 и 5. (2003). Показатели для мальчиков и девочек в то время были одинаковыми и менялись одинаково, поэтому я сложил средние результаты для обоих полов.

[21]Согласно данным центров по контролю заболеваемости, количество самоубийств среди детей и подростков резко выросло в период с 1950 по 1995 год; затем, до 2003 года, оно постепенно снижалось, вероятно, в силу понимания этой проблемы и благодаря специально разработанным программам по предотвращению детских самоубийств. Однако более поздние отчеты свидетельствуют, что с 2003 года количество самоубийств среди детей и подростков снова растет. Данные по возрастным группам 1950–2005 годов см. по ссылке: www.infoplease.com/ipa/A0779940.html#axzz0zVy5PKaL. Отчет о росте самоубийств с 2003 года, см. Nauert (2008).

[22]Twenge et al. (2004).

[23]Информацию о причинно-следственных связях между беспомощностью и депрессией вы найдете в работе Abramson et al. (1989); Alloy et al. (2006); Weems & Silverman (2006); Harrow et al. (2009).

[24]References in Twenge et al. (2004); Reich et al. (1997).

[25]Luthar and Latendresse (2005).

[26]Михай Чиксентмихайи (р. 1934) – американский психолог, профессор психологии, известный своими исследованиями тем счастья, креативности, субъективного благополучия, однако более всего – идеей потока, потокового состояния, изучаемого им в течение нескольких десятилетий. Прим. ред.

[27]Csikszentmihalyi and Hunter (2003).

[28]Lee and DeVore (1968).

[29]Регион на Ближнем Востоке, где зимой наблюдается повышенное количество осадков. Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании. Прим. перев.

[30]Diamond (1997).

[31]Дата, от которой мы отсчитываем существование человека, произвольна. Примерно шесть миллионов лет назад генеалогическая линия приматов разделилась на две. Одна в итоге привела к развитию нашего вида, вторая – к развитию наших ближайших родственников – шимпанзе и бонобо (Corballis, 1999). Четыре миллиона лет назад наши предки научились ходить на двух ногах, два миллиона лет назад они жили группами, занимались охотой и собирательством – собирали корешки, орехи, ягоды и другие части растений, пригодные в пищу. Они умели разводить костры, делать орудия труда, а размер их мозга уже был больше, чем у человекообразной обезьяны (Konner, 2002; Ridley, 2003).

[32]В этой главе я рассказываю о различных сообществах охотников-собирателей, которые антропологи называют эгалитарными охотничье-собирательскими обществами. Это охотники-собиратели, которые жили небольшими общинами, кочевали с места на место по ограниченной территории в поисках добычи и растительности, пригодной в пищу. Эти сообщества отличаются от неэгалитарных охотничье-собирательских обществ, или так называемых собирателей, которые ведут относительно оседлый образ жизни и используют в пищу местный ресурс (обычно рыбу). Типичные примеры таких собирателей – племена квакиутл (проживают на северо-западном побережье Америки) и айны (проживают в Японии). Сообщества собирателей более похожи на примитивное земледельческое общество, чем на общество охотников-собирателей. Они менее распространены, чем поселения охотников-собирателей, и, согласно археологическим свидетельствам, появились позже и в меньшей степени демонстрируют условия, в которых жили охотники-собиратели в доземледельческую эпоху (Kelly, 1995). Так же, как и многие антропологи, используя термин «охотники-собиратели», я говорю об эгалитарном обществе.

[33]Часть этого текста и дальше взяты из публикаций Gray (2009).

[34]Ingold (1999).

[35]Ingold (1999); Wiessner (1996).

[36]Lee (1988), p. 264.

[37]Boehm (1999).

[38]Больше сведений о согласованном принятии решения в обществе охотников-собирателей вы найдете в работе Silberbauer (1982), а также в работе Kent (1996).

[39]Gould (1969), p. 90. Несмотря на то что у охотников-собирателей физические наказания использовались крайне редко, все-таки некоторые исследователи их наблюдали в некоторых сообществах, например в племени хазда в Центральной Африке (Blurton Jones, 1993).

[40]Gosso et al. (2005), pp. 218, 226.

[41]Liedloff (1977), p. 90.

[42]Guemple (1988), p. 137.

[43]Thomas (2006), p. 198.

[44]Элизабет Томас (р. 1931) – автор художественных и научно-популярных книг и статей о бушменах пустыни Калахари, а также о поведении животных и палеонтологии. Прим. ред.

[45]Thomas (2006), pp. 198–199.

[46]Bakeman et al. (1990).

[47]Для нашего опроса мы выбрали десять антропологов, которые жили и изучали семь разных социумов охотников-собирателей на трех континентах. Мы давали им заполнить анкету, где просили тщательно описать свои наблюдения, касающиеся детей в изучаемых ими сообществах (см. Gray, 2009).

[48]Draper (1976), pp. 210, 213.

[49]Blurton Jones, Hawkes, and Draper (1994).

[50]Hewlett et al. (2011).

[51]Thomas (2006).

[52]Draper (1976), pp. 205–206.

[53]Hewlett et al. (2011).

[54]Thomas (2006).

[55]Liebenberg (1990).

[56]Wannenburgh (1979), p. 41.

[57]Thomas (2006), pp. 99–100.

[58]Kaplan et al. (2000).

[59]Walker et al. (2002).

[60]Liebenberg (1990).

[61]Kaplan et al. (2000).

[62]Bock (2005); Kaplan et al. (2000).

[63]Hewlett et al. (2011).

[64]Draper (1988); Gosso et al. (2005); Turnbull (1961).

[65]Gray and Feldman (2004).

[66]Sutton-Smith and Roberts (1970).

[67]Персивал Гриффин (р. 1941) – американский антрополог, этноархеолог, этноботаник. Прим. ред.

[68]Лорна Маршалл (1898–2002) – антрополог, специализировалась на изучении племен африканских бушменов. Мать известного режиссера и антрополога Джона Маршалла. Прим. ред.

[69]Marshall (1976).

[70]Turnbull (1982).

[71]Тернбул Колин (1924–1994) – известный американский этнограф, специалист по культуре народов Африки, автор книги The Forest People. A Study of the Pygmies of the Congo («Лесные люди: исследования пигмеев Конго»), ставшей классикой антропологической литературы. Прим. ред.

[72]Turnbull (1982).

[73]Bakeman et al. (1990); Eibl-Eibesfeldt (1989); Gosso (2005).

[74]Hay and Murray (1982); Rheingold et al. (1976).

[75]Bakeman et al. (1990); Wiessner (1982).

[76]Turnbull (1982), p. 134.

[77]Ричард Гулд – профессор антропологии Университета Брауна, один из авторитетнейших исследователей общества охотников-собирателей. Прим. ред.

[78]Песчаная пустыня в Австралии (в центре штата Западная Австралия), расположена к югу от тропика Козерога, между Большой песчаной пустыней на севере и Большой пустыней Виктория на юге. Прим. ред.

[79]Gould (1969), p. 120.

[80]Издана на русском языке: Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. М.: Генезис, 2015. Прим. ред.

[81]Liedloff (1977), p. 10.

[82]Thomas (2006), pp. 216–217.

[83]Лев Выготский (1896–1934) – советский психолог, основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как культурно-историческая теория в психологии. Прим. ред.

[84]Diamond (1997).

[85]Маршалл Салинс (р. 1930) – американский антрополог, работает в Чикагском университете. Стремился показать значимость культуры в формировании структуры общества. Прим. перев.

[86]Sahlins (1972).

[87]Shostak (1981), p. 10.

[88]Woodburn (1968).

[89]Draper (1988).

[90]Bock and Johnson (2004).

[91]Salamone (1997).

[92]Chagnon (1977); Good and Chanoff (1991). Безусловно, на общество яномамо оказали влияние и геноцид, и голландские, испанские и португальские набеги за рабами, происходившие в XVII веке (Salamone, 1997).

[93]Fajans (1997).

[94]Грегори Бейтсон (1904–1980) – британо-американский ученый, работы которого носят междисциплинарный характер и исследуют широкий спектр вопросов эпистемологии, кибернетики, теории информации, антропологии, социализации, теории коммуникации, экологии. Прим. ред.

[95]Quoted by Fajans (1997), p. 40.

[96]Barry, Child, and Bacon (1959).

[97]Gardner (1991).

[98]Barry et al. (1959); DeVore et al. (1968); Gould (1969).

[99]Ember and Ember (2005).

[100]Gray (2009).

[101]Thomas (1959), p. 152; Gould (1969) p. 128.

[102]Orme (2001).

[103]Orme (2001), p. 315.

[104]Ensign (1921).

[105]Gray (2009).

[106]Weber (1904–1905/1958).

[107]Mulhern (1959).

[108]История, связанная с Закхеем, упоминается только в Евангелии от Луки. Закхей – начальник мытарей, сборщиков податей, был небольшого роста. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, тот, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу и таким образом удостоился особого внимания Иисуса. Прим. ред.

[109]Greenleaf (1978), p. 57.

[110]На самом деле стихи принадлежат Исааку Уоттсу: Уоттс И. Божественные песни для детей. Песнь XV. Против лжи (пер. Всеволода Колюбакина). Прим. перев.

[111]Джон Уэсли (1703–1791) – английский протестантский проповедник и один из основателей методизма. Прим. перев.

[112]Quoted by Mulhern (1959), p. 383.

[113]Mulhern (1959), p. 383.

[114]Bernard (1836).

[115]Melton (1988), p. 43.

[116]Melton (1988), pp. 43–44.

[117]Melton (1988), p. 186.

[118]Miller (2000).

[119]Bowles and Gintis (2000).

[120]Melton (1988), p. 158.

[121]Heywood (2001).

[122]Melton (1988), pp. 531–532.

[123]Томас Пэйн (1737–1809) – англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный крестным отцом США. В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что в 1792 году был избран в Конвент.

[124]Уильям Годвин (1756–1836) – английский журналист, политический философ и романист. Книга Годвина «Исследование о политической справедливости» вышла в 1793 году. Прим. ред.

[125]Quoted by Johnson (2000), p. 40.

[126]Ensign (1921).

[127]Bowles and Gintis (2000).

[128]Ross (1901), p. 163.

[129]Ross (1901), p. 164.

[130]Ross (1901), p. 163.

[131]Дэниел Уэбстер (1782–1852) – американский политический деятель. Государственный секретарь США в 1841–1843 и 1850–1852 годах, сенатор в 1827–1841 и 1845–1850 годах, член Палаты представителей в 1813–1817 и 1823–1827 годах. Прим. ред.

[132]Ross (1901), p. 174.

[133]Kaestle (2000).

[134]Csikszentmihalyi and Hunter (2003).

[135]Жан Пиаже (1896–1980) – швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии. Позднее развил свой подход к науке о природе познания – генетическую эпистемологию. Прим. ред.

[136]Дэвид Фаррагут (1801–1870) – американский адмирал, участник Англо-американской войны 1812 года. Прим. перев.

[137]Schneller (2002).

[138]Clark (1977).

[139]Einstein (1949), p. 19.

[140]McMahon (2007); Oleck (2008); Pytel (2007).

[141]Pytel (2007).

[142]Education Portal (2007).

[143]Gray (2011a); Twenge and Foster (2010); Twenge et al. (2008).

[144]Доктор Хелен Смит – судебный психолог, бывший руководитель общенационального добровольного интернет-надзора за юными преступниками. Книга The Scarred Heart (2000 год) посвящена анализу психики малолетних убийц. Прим. перев.

[145]H. Smith (2000), pp. 62–63.

[146]Merrell et al. (2008); J. D. Smith et al. (2004).

[147]Gray (1993).

[148]Mayes et al. (2009), p. 2; Pastor and Reuben (2008).

[149]Ricaurte et al. (2005).

[150]Gray (2010).

[151]Greenberg (1974).

[152]Sudbury Valley School (1970), p. 18.

[153]Sudbury Valley School (1970), p. 42.

[154]Все три педагогические системы в разной степени придерживались принципов самостоятельности, свободы в установленных границах, естественного развития ребенка и способности приспосабливаться к различным условиям. Прим. перев.

[155]Дворовая игра с мячом для четырех игроков; перед началом игры рисуется поле из четырех квадратов и круг для подачи. Прим. перев.

[156]Gray and Chanoff (1986).

[157]Greenberg and Sadofsky (1992); Greenberg, Sadofsky, and Lempka (2005).

[158]Сравнительный анализ школы «Садбери Вэлли» и общества охотников-собирателей взят из работы Gray (2011b).

[159]Ingold (1999).

[160]Gray and Feldman (1997, 2004).

[161]Gray (2009); Thomas (2006).

[162]Gray (2009).

[163]Sadofsky, Greenberg, and Greenberg (1994).

[164]Gray and Chanoff (1986).

[165]Аллегорический роман-притча Германа Гессе (1922) о молодом брахмане по имени Сиддхартха. Главный герой посвящает свою жизнь поиску Единого, который есть в каждом человеке. Прим. перев.

[166]Духовная книга о таинстве рождения, вышла в 1977 году; автор – Айна Гаскин.

[167]Mitra (2003, 2005); Mitra and Rana (2001).

[168]Mitra and Dangwal (2010).

[169]Mitra (2004).

[170]Aristotle (1963 translation).

[171]Gordon (1999).

[172]Inglis et al. (2001).

[173]Roberts et al. (2007).

[174]В одном таком эксперименте (см. Renner, 1988) брали два похожих рисунка с шахматными клетками. Сначала один из них показывали новорожденным, которым был всего один день. Затем ставили перед ними оба рисунка, чтобы посмотреть, какой из них привлечет больше внимания. Малыши дольше смотрели на те рисунки, которые им не были показаны ранее. Чтобы продемонстрировать свои предпочтения, новорожденные должны были увидеть и запомнить разницу между двумя рисунками за несколько секунд, которые проходили между первой демонстрацией рисунков и последующей.

[175]Friedman (1972).

[176]Baillargeon (2004, 2008).

[177]Ruff (1986, 1989).

[178]Schulz and Bonawitz (2007).

[179]Bonawitz et al. (2011).

[180]Hughes and Hutt (1979); Hughes (1978).

[181]Groos (1898), p. 75.

[182]Доказательство видовых различий в игре описано в работе Burghardt (2005) and Fagen (1981).

[183]Groos (1901).

[184]Mitra and Rana (2001).

[185]Schulz et al. (2007).

[186]Brooks and Meltzoff (2002).

[187]Ibid. (2008).

[188]Okamoto-Barth et al. (2007); Tomonaga (2007).

[189]Дэниел Деннет (р. 1942) – американский философ и когнитивист, чьи исследования лежат в области философии сознания, философии науки и философии биологии. Прим. ред.

[190]Dennett (1994).

[191]Goebel (2000).

[192]Mitra (2005).

[193]Сьюзан Энгель – американский психолог, специалист по личностному развитию. Прим. ред.

[194]Engel (2006; 2009).

[195]Eccles et al. (1993); Galton (2009); Harter (1981); Lepper et al. (2005); Osborne et al. (2003).

[196]Vedder-Weiss and Fortus (2011).

[197]Michaels et al. (1982).

[198]Allport (1920); Beilock et al. (2004).

[199]Aiello and Douthitt (2001).

[200]Большая часть исследований, на которые я ссылаюсь в этой главе, проводилась людьми, которые при описании гипотез и результатов не используют термины «игра» и «игровой». Вместо этого они говорят о состоянии разума, когда на него оказывают давление и когда не оказывают, или о позитивном и негативном настрое, или о целях, которые либо мы сами ставим перед собой, либо их перед нами ставит кто-то другой. Но в контексте этой главы все эти исследования касаются игры. В игре на нас никто не давит, мотивация идет от играющего и настрой в игре всегда позитивный.

[201]Amabile (1996); Hennessey and Amabile (2010).

[202]Amabile (2001).

[203]Пол Ховард-Джонс – психолог, специализируется на проблемах обучения и нейробиологии. Прим. ред.

[204]Howard-Jones et al. (2002).

[205]Карл Дункер (1903–1940) – немецкий психолог, видный представитель гештальтпсихологии, один из наиболее выдающихся исследователей мышления. Дункер известен прежде всего своими исследованиями в области продуктивного мышления и решения задач. Прим. ред.

[206]Isen, Daubman, and Nowicki (1987).

[207]Estrada, Isen, and Young (1997).

[208]Dias and Harris (1988, 1990).

[209]Richards and Sanderson (1999).

[210]Более сжатая версия обсуждения, что такое игра, была описана в работе Gray (2009).

[211]Наиболее полезными источниками при составлении списка характеристик игр я считаю следующие: Huizinga (1944/1955), Rubin et al. (1983), Smith (2005a), Sylva et al. (1976) и Выготский (1933/1978).

[212]King (1982).

[213]Kohn (1980); Kohn and Slomczynski (1990).

[214]Анализ некоторых исследований, описанных здесь, вы найдете в работе Patall et al. (2008).

[215]Беррес Скиннер (1904–1990) – американский психолог, изобретатель и писатель, лидер современного бихевиоризма. Прим. ред.

[216]Lepper et al. (1973).

[217]Описания таких экспериментов вы найдете в работах Lepper and Henderlong (2000).

[218]Чудо-женщина (Wonder Woman) – героиня комиксов, принцесса амазонок, обладает сверхчеловеческой силой. Впервые появилась в восьмом выпуске комикса All Star Comics, вышедшем в декабре 1941 года. Официально объявлено, что в 2017 году на студии Warner Bros. должен выйти полнометражный фильм о Чудо-женщине. Прим. перев.

[219]Выготский (1933/1978).

[220]Выготский (1933/1978), pp. 99–100.

[221]Leslie (1994).

[222]Einstein (1949).

[223]Csíkszentmihályi (1990).

[224]Барбара Фредриксон (р. 1964) – американский психолог, профессор психологии и главный исследователь в лаборатории позитивных эмоций и психофизиологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Прим. ред.

[225]Fredrickson (2001, 2003).

[226]Byers (1977).

[227]Symons (1978).

[228]Перевод П. Голенищева-Кутузова. Прим. перев.

[229]Исследование о том, насколько часто происходят серьезные травмы в детском спорте, вы найдете в работе Hyman (2009).

[230]Детская игра с цветными камешками или специальными стеклянными шариками. Сначала расчерчивают поле, раскладывают на нем шарики, а затем игроки по очереди выстреливают шариком побольше и выбивают шарики с поля. У кого окажется максимальное количество шаров, тот и выиграл. Сейчас такие шарики часто используются для оформления аквариумов и интерьера. Прим. перев.

[231]Piaget (1932/1965).

[232]Классическое исследование, демонстрирующее, как формальные командные виды спорта могут стать причиной конфликтов и ожесточения отношений между группами мальчиков, описано в работе Sherif et al. (1961).

[233]Винсент Ломбарди (1913–1970) – американский футболист и тренер; под его руководством команда «Грей-Бэй Пекерс» пять раз за семь лет побеждала в Национальной футбольной лиге США. Прим. перев.

[234]M. Greenberg (1992).

[235]Furth (1996); Furth and Kane (1992).

[236]Connolly and Doyle (1984); Elias and Berk (2002); Jenkins and Astington (1996); Newton and Jenvey (2011).

[237]Burns and Brainerd (1979); Dockett (1998, described by Smith, 2005); Saltz, Dixon, and Johnson (1977).

[238]Eisen (1988).

[239]Brown et al. (1971).

[240]Chazan and Cohen (2010).

[241]Wegener-Spöhring (1994).

[242]Spinka et al. (2001).

[243]Изначально эта идея была предложена в работе Groos (1898), а позднее получила подтверждение других исследователей (см. Fairbanks, 2000; Power, 2000). Однако есть исключения, например хищники, такие как волки и собаки. Эти животные в играх предпочитают преследовать других.

[244]Power (2000), p. 194.

[245]Pellis et al. (2010).

[246]Aldis (1975), p. 187.

[247]Konrath et al. (2011); Twenge and Foster (2010).

[248]Blickle et al. (2006); Judge et al. (2006); Thomaes et al. (2009).

[249]Konrath et al. (2011).

[250]Herman et al. (2011).

[251]Pellis and Pellis (2011); Bell et al. (2010).

[252]Hall (1998); Einon et al. (1978).

[253]Pellis and Pellis (2011).

[254]Обзоры см. Goldstein (2011) and Przybylski et al. (2010).

[255]Przybylski et al. (2009).

[256]Goldstein (2011).

[257]Aarts et al. (2010).

[258]McLeod and Lin (2010); Olson (2010); Przybylski et al. (2010); Yee (2006).

[259]Многопользовательская ролевая онлайн-игра, на данный момент самая популярная – восемь миллионов подписчиков. Прим. перев.

[260]Barnett and Coulson (2010).

[261]Reaves and Malone (2007).

[262]Ferguson (2010).

[263]Ferguson and Rueda (2010).

[264]Green and Bavelier (2003); Spence and Feng (2010).

[265]Akilli (2007).

[266]Black and Steinhkuehler (2009).

[267]Durkin and Barber (2002); Ferguson (2010); Olson (2010).

[268]Значительная часть этой главы была опубликована в виде статьи в журнале American Journal of Play (Gray, 2011c).

[269]Чтобы наблюдать за играющими детьми, я обычно сажусь на небольшом расстоянии от них, но достаточно близко, чтобы их видеть и слышать. Я притворяюсь, что читаю книгу или журнал, при этом наблюдаю за ними, слушаю их и делаю пометки, если мне удается делать это незаметно. Если нет, я делаю записи сразу после наблюдения.

[270]D. Greenberg (1992).

[271]Mitra (2005).

[272]Gray (2009).

[273]Gray (2009); Konner (1975).

[274]Konner (1975).

[275]Konner (2010), pp. 492–495. Больше примеров см. Roopnarine et al. (994); Farver and Howes (1988).

[276]Один из показателей неявного допущения – немногочисленные исследования занятий детей в разновозрастных группах. Недавно я изучил все выпуски двух ведущих журналов по возрастной психологии – Child Development и Developmental Psychology, изданные с 2000 по 2010 год (Gray, 2011c). Я обнаружил 213 статей на тему общения детей, разница в возрасте которых была меньше чем 24 месяца, и всего только 19 статей рассказывали об отношениях детей с разницей в возрасте более 24 месяцев. 15 из этих 19 рассказывали исключительно об отношениях братьев и сестер, и четыре были связаны, по крайней мере частично, детьми из разных семей. Более исчерпывающий обзор журналов по образованию и психологии и собрания данных по общественным наукам также показал очень мало исследований, которые включали детей разного возраста.

[277]Gray and Feldman (1997).

[278]Gray and Feldman (2004).

[279]Выготский (1978).

[280]Лев Выготский определял зону ближайшего развития как уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Прим. перев.

[281]Джером Брунер (р. 1915) – американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Прим. ред.

[282]Wood et al. (1976).

[283]Все имена учащихся школы «Садбери Вэлли» в этой и других главах этой книги вымышлены.

[284]Christie and Stone (1999); Christie et al. (2002).

[285]Я рассчитал это по данным из таблицы 3, Christie and Stone (1999), p. 122.

[286]Emfinger (2009).

[287]Изначально описано в классическом исследовании Parten (1932).

[288]Goldman (1981); Mounts and Roopnarine (1987).

[289]Maynard (2002); Maynard and Tovote (2010).

[290]Настольная карточная игра, относится к коллекционным и логическим играм. Прим. перев.

[291]Иренеус Айбль-Айбесфельдт (р. 1928) – австрийско-немецкий биолог, основатель этологии человека как самостоятельной дисциплины и один из ее лидеров; большое внимание уделяет изучению поведения детей и взаимоотношениям детей и родителей. Прим. перев.

[292]Eibl-Eibesfeldt (1982).

[293]D. Greenberg (1987), p. 77.

[294]Lancy et al. (2010), p. 5.

[295]Correa-Chávez and Rogoff (2009).

[296]Noddings (2005).

[297]Feldman and Gray (1999).

[298]Gorrell and Keel (1986).

[299]Feldman (1997).

[300]Whiting (1983).

[301]Ember (1973).

[302]Dearden (1998); Spencer (2006); Yogev and Ronen (1982).

[303]Программа «Корни эмпатии» была запущена в 1996 году и существует до сих пор, в том числе за пределами Канады. Мэри Гордон много лет работает с семьями, где практикуется домашнее насилие, и в рамках этой программы она пытается привить детям умение сопереживать. Прим. перев.

[304]Gordon (2005).

[305]Schonert-Reichl et al. (2011).

[306]LeBlanc and Bearison (2004).

[307]Cohen et al. (1982); McKinstery and Topping (2003).

[308]Gray and Feldman (2004).

[309]Gray and Chanoff (1986); Greenberg et al. (2005).

[310]Американское дневное ток-шоу, созданное Барбарой Уотерс, выходит на канале АВС с 1997 года. Задумывалось как развлекательное дневное шоу, в котором несколько женщин-ведущих обсуждают разные темы: от светских новостей до политических проблем. Прим. перев.

[311]Skenazy (2009), p. xii.

[312]Martini (1994), p. 74.

[313]DeVore et al. (1968).

[314]Речь идет о сообществе thatmom.com (дословный перевод that mom – «та самая мама»). Это сообщество родителей, которые обучают детей дома. Прим. перев.

[315]Ozment (2011).

[316]Luthar and D’Avenzo (1999); Luthar and Latendresse (2005),

[317]Aarts et al. (2010).

[318]От англ. play – «игра» и neighborhood – «соседство», «ближайший район». Прим. перев.

[319]Lanza (2012). Больше информации можно найти на сайте www.playborhood.com.

[320]Список школ «Садбери» можно найти на сайте школы «Садбери Вэлли» www.sudval.org.

[321]По данным Департамента образования США за 2008 год, количество детей, обучающихся дома, составляло от 850 тысяч в 1999 году до 1 508 000 в 2007-м. Данные за последующие годы Департамент образования США не предоставляет, однако в работе Ray (2011) представлены данные на 2010 год – 2 040 000 человек.

[322]В исследовании, которое проводилось в масштабах страны в 2007 году, 36 процентов опрошенных семей, обучающих детей дома, самой главной причиной перехода на домашнее обучение назвали возможность давать религиозное или нравственное образование (Департамент образования США, 2008).

[323]Предварительный отчет о результатах опроса, см. Gray (2012b).

[324]Очевидно, речь идет о реформистской синагоге, где хором может руководить женщина. Прим. перев.

[325]Доводы против летних каникул, см. Von Drehle (2010). Доводы против упразднения летних каникул, см. Gray (2012a).

[326]Данные Департамента образования США, www.ed.gov.

Наши рекомендации