Эмоциональный интеллект. €



Результаты:

• Большая чуткость к чувствам других людей

• Лучшее понимание последствий своего поведения

• Возросшая способность «правильно понимать» межлич­ностные ситуации и планировать соответствующие дей­ствия

• Более высокая самооценка

• Более просоциальное поведение

• Сверстники обращаются к ним за помощью

• Лучше справились с переходом в среднюю школу

• Менее антиобщественное, менее вредящее им самим и вно­сящее беспорядок с общественной точки зрения поведение, даже при продолжении наблюдения за ними в средней шко­ле

• Большее развитие способности усваивать знания

• Лучший самоконтроль, социальное осознание и принятие социальных решений в классе и вне класса

Благодарности

Моя жена, Тара Беннетт-Гоулман, психотерапевт, была моим полноправным творческим партнером в тот период, ког­да еще только формировался замысел этой книги. Ее чуткость к эмоциональным токам, пронизывавшим глубины наших мыс­лей и взаимодействий, открыла мне целый мир.

В первый раз я услышал выражение «эмоциональная гра­мотность» от Эйлин Рокфеллер Гроувалд, которая основала и в то время была главой Института пропаганды здоровья. Имен­но этот случайный разговор пробудил мой интерес и положил начало научным исследованиям, которые в конечном итоге и составили содержание этой книги.

Благодаря помощи Института Фетцера я располагал доста­точным временем для более полного выяснения того, что озна­чает эмоциональная грамотность, и я благодарен главе инсти­тута Робу Леману за поддержку, имевшую решающее для меня значение на начальном этапе, и руководителю программы из того же института Дэвиду Слайтеру за постоянное сотрудниче­ство. И не кто иной, как Роб Леман, уже в самом начале моих исследований убедил меня написать книгу об эмоциональной грамотности.

Более всего я чувствую себя обязанным сотням исследова­телей, которые годами делились со мной своими открытиями и полученными данными, проанализированными и обобщенны­ми на страницах этой книги. Я благодарен Питеру Саловею из




Эмоциональный интеллект



Йельского университета за концепцию эмоционального интел­лекта. Большой объем информации я получил, будучи причаст­ным к текущей работе многих научных работников в сфере образования и практиков, занимающихся первичной профи­лактикой, которые находятся в авангарде зарождающегося дви­жения за эмоциональную грамотность. Их практические уси­лия по развитию социальных и эмоциональных навыков у де­тей и преобразованию школ в учреждения с более человечной атмосферой служили для меня источником вдохновения. Сре­ди них: Марк Гринберг и Дэвид Хокинс из Университета штата Вашингтон; Эрик Шепс и Кэтрин Льюис из Центра исследо­ваний развития детей в Окленде, штат Калифорния; Тим Шрай-вер из Йельского центра по изучению детей; Роджер Вайссберг из Университета штата Иллинойс в Чикаго; Морис Илайес из Института Ратгерса (Rutgers); Шелли Кеслер из Института пе­дагогики и образования имени Годдарда в Боулдере, штат Ко­лорадо; Чеви Мартин и Карен Стоун Маккаун из «Новой школы» в Хиллсборо, штат Калифорния; Линда Лантьери, директор Национального центра творческого разрешения конфликтов в Нью-Йорке и Кэрол А. Куше из Организации по исследова­нию и программам развития детей, Сиэтл.

Я чувствую особую благодарность к тем, кто просмотрел и сделал замечания по разделам рукописи этой книги, в числе которых: Говард Гарднер из аспирантуры на факультете педа­гогики Гарвардского университета; Питер Сейлови с кафедры психологии Йельского университета; Пол Экман, директор ла­боратории по изучению взаимодействий между людьми в Уни­верситете штата Калифорния в Сан-Франциско; Майкл Лер-нер, директор Центра общественного благополучия в Болина-се, штат Калифорния; Денис Прэджер, в те годы руководитель программы здравоохранения в Фонде имени Джона Д. Кэтрин Т. Макартур; Марк Герзон, директор предприятия обществен­ного пользования, Боулдер, штат Колорадо; Мэри Шваб-Сто­ун, доктор медицины, Центр по изучению детей при медицин­ском факультете Йельского университета; Дэвид Шпигель, док­тор медицины с кафедры психиатрии медицинского факульте­та Стэнфордского университета; Марк Гринберг, руководитель программы «Ускоренный курс» в Университете штата Вашинг-



Дэниел Гоулллан

тон; Шошона Зубофф, Гарвардская школа бизнеса; Жозеф Леду, Центр неврологии в Нью-Йоркском университете; Ри­чард Дэвидсон, директор лаборатории психофизиологических исследований в Университете штата Висконсин; Пол Кауфман, «Психика и средства выражения», Пойнт-Рейес, штат Кали­форния; Джессика Брэкман, Наоми Волф и особенно Фей Гоул-ман.

Ценную научную консультацию мне предоставили Паж Дюбуа, ученый-специалист по Греции из Университета в Юж­ной Калифорнии; Мэттью Капштейн, специалист в области философии этики и религии в Колумбийском университете, и Стивен Рокфеллер, биограф-интеллектуал Джона Дьюи в кол­ледже Миддлбери. Джой Нолан собрала короткие и яркие опи­сания эпизодов, насыщенных эмоциями; Маргарет Хау и Ан­нетт Спыхалла подготовили материал приложения о результа­тах внедрения в школах учебных курсов эмоциональной гра­мотности. Сэм и Сьюзан Харрис предоставили необходимое оборудование.

Мои редакторы в «Нью-Йорк тайме» в течение последних десяти лет оказывали мне всяческую помощь в исследованиях, предоставляя сведения об открытиях в области эмоций, кото­рые впервые публиковались на страницах этой газеты и послу­жили ценным источником информации для данной книги.

Тони Бёрбенк, мой редактор в издательстве «Bantam Books», проявлял профессиональный энтузиазм и остроту восприятия, которые усиливали мою решимость и мышление.

А Тара окружила меня атмосферой теплоты, любви и по­нимания, питавшей этот проект.

Об авторе

Дэниел Гоулман, доктор философии, пишет о поведенче­ских науках и науках о мозге для «Нью-Йорк тайме»; его статьи появляются в печати по всему миру благодаря системе распро­странения. Он преподавал в Гарварде (где получил степень док­тора философии) и был старшим редактором журнала «Совре­менная психология». Его перу принадлежат книги «Роковые ложные верования», «Простые истины», «Созерцательный ум», «Работа с эмоциональным интеллектом», он является соавто­ром книги «Творческий дух».

Содержание

Задача Аристотеля........................................................... 6

Зачем понадобилось это исследование..................... 9

Наше путешествие.................................................... 11

Наши рекомендации