Эмоциональный интеллект

Эмоциональный

Интеллект

Эмоциональный интеллект - student2.ru

ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА

Эмоциональный интеллект - student2.ru

Владимир

УДК 159.9 ББК 88.5

Г73

Daniel Golcman EMOTIONAL INTELLIGENCE

Перевод с английского А.П. Исаевой

Компьютерный дизайн П.А. Хафизовой

Печатается с разрешения автора и литературного агентства Brocrman, Inc.

Гоулман, Д.Г73 Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478, |2] с.

ISBN 978-5-17-039134-9 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология-лучшее) ISBN 978-5-9713-7405-3 (ООО Издательство «ACT МОСКВА») ISBN 978-5-226-00838-2 (ВКТ)

ISBN 978-5-17-049997-7 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология(У)) ISBN 978-5-9713-7406-0 (ООО Издательство «ACT МОСКВА») ISBN 978-5-226-00839-9 (ВКТ)

Что такое эмоциональный интеллект (ЕQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супер-бестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман — основоположник теории эмоционального интеллекта.

УДК 159.9 ББК 88.5

© Daniel Goleman, 1995

© Перевод. А.П. Исаева, 2008

© ООО Издательство «ACT МОСКВА». 2009

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

ЗАДАЧА АРИСТОТЕАЯ

Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслужива­ет, причем до известных пределов, в надлежащее вре­мя, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика

Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, черноко­жего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, ко­торый поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.

Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, пря­мо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась за­мечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхи­щение богатыми возможностями, которые предоставлял сво­им жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъез­жая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной

Эмоциональный интеллект



угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кри­чал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отве­чал ему тем же.

Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-аве­ню, я только что защитил докторскую диссертацию по психо­логии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная мета­морфоза. Психологической науке почти ничего не было из­вестно о механике эмоций. И все же, представив распростра­нение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого ав­тобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городско­го миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раз­дражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.

Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:

• В одной местной школе девятилетний ученик разбушевал­ся, залил краской школьные парты, компьютеры и принте­ры и бессмысленно покорежил машину на школьной сто­янке для автомобилей. Причина заключалась в том, что не­сколько его соучеников-третьеклассников назвали его «со­сунком», и он решил переубедить их.

• Восемь подростков были ранены, когда случайное столк­новение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттен-ского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях прояв­лений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.

• По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двена­дцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители за­являют, что они «просто пытались дисциплинировать ре-



Дэниел Гоулллан

бенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «на­рушениями», например, если ребенок мешает смотреть те­левизор, плачет или пачкает пеленки. • Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рас­сказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жесто­кой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о соде­янном, и мне бесконечно стыдно».

Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и бе­зопасности — о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрады­вающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и рас­каяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.

Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент бара­банной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрас­судства и безответственности в наших семьях, общинах и кол­лективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и от­чаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо при­ходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без вни­мания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распро­странении душевного нездоровья можно судить по количе­ственным показателям, свидетельствующим о внезапном воз­растании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огне­стрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотруд­ников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся ав-

Эмоциональный интеллект 9

томобилей и посттравматический стресс — за прошедшее де­сятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хо­рошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорктайме», кем ваш по­корный слуга работает последние десять лет, я отчетливо заме­чаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тен­денции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональ­ной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появле­нии некоторых эффективных средств оздоровления сложив­шейся обстановки.

Зачем понадобилось это исследование

В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители учено­го мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования че­ловеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оп­тических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной мас­сы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые цент­ры, ответственные за наши эмоции, побуждают нас гневаться или плакать и как самые древние отделы мозга, побуждающие нас развязывать войны или пробуждающие в нас любовь, на­правляют энергию на совершение добра или зла. В ходе по­добных беспрецедентных изысканий, раскрывших механиз­мы бурного проявления эмоций и их ослабления, обнаружи­лись некоторые оригинальные средства выхода из нашего кол­лективного эмоционального кризиса.



Дэниел Гоулман

Кстати сказать, мне пришлось повременить с написанием этой книги до лучших времен, дожидаясь, пока созреет бога­тый урожай научных исследований. Причина столь длительной задержки коренилась главным образом в том, что чувствам в ментальной жизни человека исследователи отводили на удив­ление мало места, оставляя эмоции для научной психологии как некий почти не исследованный континент. В образовавшийся таким образом вакуум хлынул поток разного рода книг под руб­рикой «Помоги себе сам», напичканных полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований при отсутствии серьезной научной базы. Но те­перь наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто при­держивается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генети­чески, а посему не может изменяться под влиянием жизненно­го опыта и что наша судьба в значительной степени определя­ется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Подобный аргумент, однако, не учитывает по-преж­нему спорный вопрос: Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие фак­торы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффи­циентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешны­ми? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмо­циональным интеллектом», включающим самоконтроль, рве­ние и настойчивость, а также умение мотивировать свои дей­ствия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей мож­но научить, предоставляя им тем самым благоприятную воз­можность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее.

За этой возможностью вырисовывается требующий немед­ленных действий моральный долг. Теперь настали такие вре­мена, когда структура общества, видимо, расползается все бы-

Эмоциональный интеллект



стрее, когда эгоизм, насилие и убожество духа, похоже, разру­шают благополучие нашей общественной жизни. В такой об­становке аргументация в защиту важности эмоционального интеллекта строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Становится все бо­лее очевидным, что фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных спо­собностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, прорывающееся, чтобы выразить себя в действии. Для тех, кто пребывает во вла­сти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтро­лем, характерно отступление от строгих принципов морали, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера. К тому же альтруизм проистекает из эмпа­тии, способности улавливать и расшифровывать эмоции дру­гих людей; если нет понимания нужд или отчаяния другого че­ловека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время и тре­буются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Наше путешествие

В настоящей книге я выступаю в роли гида в научной экс­педиции в глубь территории эмоций, в путешествие, которое должно помочь достижению большего понимания некоторых самых сложных моментов в наших собственных жизнях и в ок­ружающем нас мире. Цель этого путешествия заключается в том, чтобы узнать, что же это значит — привнести ум в эмоции и как это осуществить. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным, ведь проникновение в царство чувств приводит к результату, чем-то напоминающему попадание наблюдателя на квантовый уровень в физике, изме­няющее наблюдаемую картину.

Наше путешествие начинается в Части 1 с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга, объясняющих те самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чув­ство подавляет всяческую рациональность. Понимание взаи-



Дэниел Гоулман

модействия структур мозга, которые управляют приступами ярости и страха или страстью и радостью, многое проясняет относительно того, как мы усваиваем эмоциональные привыч­ки, которые подрывают наши лучшие намерения, а также от­носительно того, что мы можем сделать, чтобы подавить свои наиболее разрушительные или наносящие вред нам самим эмо­циональные порывы. И что важнее всего, так это то, что дан­ные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек наших детей.

Следующую крупную остановку в нашем путешествии мы сделаем в Части 2, где поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека развиваются в основополагающую интуицию в отношении проживания жизни, называемую эмо­циональным интеллектом, который, к примеру, позволяет сдер­живать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения — в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом». (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)

В расширенной модели понятия «быть разумным» эмоци­ям отводится главное место среди специальных способностей человека к проживанию жизни. В Части 3 рассматриваются некоторые главные различия, которые определяются такой «ра­зумностью», и в частности, как эта способность помогает со­хранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее от­сутствие приводит к их разрушению; как рыночные силы, из­меняющие форму нашей трудовой жизни, в небывалом масш­табе поощряют эмоциональный интеллект на достижение успеха на рабочем месте и почему «ядовитые» эмоции подвер­гают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем выкуривание по пачке сигарет в день, тогда как эмоцио­нальное равновесие служит защитой нашего здоровья и благо­получия.

Согласно законам генетики, мы получаем в наследство не­кий набор эмоциональных установок, определяющих наш тем­перамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой фор-

Эмоциональный интеллект



мации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В Части 4 мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретае­мый нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмо­циональные схемы, делая нас более знающими — или неуме­лыми — на основе эмоционального интеллекта. Это означает, что детство и отрочество представляют своего рода «окна воз­можностей», необходимые для закрепления существенно важ­ных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.

Часть 5 книги откроет нам, какие опасности подстерегают тех, кто в период достижения зрелости не научится управлять царством эмоций, и, в частности, как случается, что недоста­ток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков: от депрессии или склонности к насилию до нарушений пита­ния и злоупотребления наркотиками. Кроме того, мы позна­комимся со школами передовых методик, где детей обучают навыкам общения и умению владеть эмоциями, которые по­могут им всегда выбирать в жизни верные пути.

Надо заметить, что наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельству­ющие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблаго­получия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения в сравнении с предыдущим: они более раздраженные и непо­слушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одиноки­ми и подавленными.

Что же касается средства поправить ситуацию, то, по-мое­му, его следует искать в тех методах, которые мы выберем для подготовки молодежи к взрослой жизни. До сих пор мы остав­ляем эмоциональное образование нашихдетей на волю случая, всякий раз получая все более ужасающие результаты. Одним из решений проблемы явилось бы новое представление о воз­можностях школ в деле воспитания цельного человека, сводя воедино в классной комнате ум и сердце. Наше путешествие заканчивается посещением занятий в школах нового типа, име­ющих целью дать детям хорошую подготовку по основам эмо­ционального интеллекта. Я предвижу то время, когда обычной



Дэниел Гоулман

практикой в системе образования станет развитие наиважней­ших человеческих способностей, таких как самопознание, са­моконтроль и эмпатия, а также обучение умению слушать, ула­живать конфликты и поддерживать сотрудничество.

В «Никомаховой этике» — философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни — задача Аристотеля состояла в том, чтобы научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. В наших стра­стях, правильно используемых, есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают. Как представля­лось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос в том, как нам привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества?

Часть 1 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

Глава 1

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭМОЦИИ

Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Давайте вспомним о последних мгновениях жизни Гэри и Мэри Джейн Чаунси, беззаветно любивших свою одиннадца­тилетнюю дочь Андреа, прикованную к инвалидному креслу церебральным параличом. Супруги Чаунси были в числе пас­сажиров поезда «Эмтрек», упавшего в реку, когда баржа натолк­нулась на опору железнодорожного моста через рукав в дельте реки на территории штата Луизиана. Думая только о своей до­чери, они постарались сделать все возможное, чтобы спасти Андреа, когда вода хлынула в окна вагона тонущего поезда. Каким-то образом им удалось протолкнуть девочку через окно, навстречу спасателям, но сами они, не успев выбраться нару­жу, так и остались в вагоне, ушедшем под воду.

Этот случай с родителями, совершившими героический поступок, чтобы спасти жизнь своему ребенку, служит свиде­тельством почти что фантастического мужества. История и пре­дыстория человечества насчитывает несметное число примеров, когда родители идут на немыслимые жертвы ради своих детей, и неизмеримо больше таких примеров можно найти на протя­жении эволюции человеческого рода. С позиции биологов-эво­люционистов такое родительское самопожертвование служит цели «успешной репродукции», состоящей в передаче чьих-либо генов будущим поколениям. Однако с точки зрения роди­теля, идущего на отчаянный шаг в критические моменты жиз­ни, речь идет исключительно о любви.



Дэниел Гоулман

Этот пример родительского героизма помогает понять на­значение и силу эмоций, показывая роль альтруистической любви — и любой другой испытываемой нами эмоции — в че­ловеческой жизни. Он говорит о том, что наши глубочайшие чувства, страсти и стремления являются необходимыми для нас проводниками и что род человеческий во многих отношениях обязан своим существованием их действенному присутствию в людских делах. Их власть необычайно велика: только огром­ная любовь, вылившаяся в стремление спасти обожаемого ре­бенка, могла заставить родителя презреть инстинкт самосо­хранения. С точки зрения здравого смысла их самопожертво­вание было достаточно неразумным; с точки зрения чувств они не могли поступить иначе.

Строя догадки о том, почему эволюция отвела эмоциям столь важную роль в человеческой психике, специалисты по социобиологии указывают на превосходство сердца над голо­вой в такие критические моменты. Они считают, что наши эмо­ции руководят нами, когда мы оказываемся в затруднительном положении и сталкиваемся со слишком важными задачами, чтобы их решение можно было предоставить одному только интеллекту, — при опасности, причиняющей боль утрате, упор­ном продвижении к цели, несмотря на разочарования, завязы­вании отношений с партнером, создании семьи. Каждая эмо­ция предполагает характерную для нее готовность к действию, каждая указывает нам направление, которое уже хорошо себя зарекомендовало при решении повторяющихся сложных задач, которые ставит перед человеком жизнь. В процессе повторе­ния этих вечных ситуаций на протяжении истории нашего эво­люционного развития ценность нашего эмоционального репер­туара для выживания в них подтверждалась его закреплением в нервной системе в виде врожденных автоматических стремле­ний человеческого сердца.

Рассматривать человеческую природу, не учитывая силу эмоций, значит проявлять прискорбную близорукость. Само название Homo sapiens {лат. человек разумный), мыслящий вид, вводит в заблуждение в свете нового понимания и видения ме­ста эмоций в нашей жизни, предлагаемых ныне наукой. Как всем нам хорошо известно по опыту, когда дело доходит до вы-

Эмоциональный интеллект



работки решений и определения линии поведения, чувство принимает во внимание каждую мелочь не меньше, а зачастую и больше, чем мышление. Мы зашли слишком далеко, делая упор на значении и важности чисто разумного — того, что из­меряется коэффициентом умственного развития, — в челове­ческой жизни. К лучшему или худшему, но интеллект может оказаться бесполезным, если власть захватят эмоции.

Когда страсти преобладают нал рассудком

Это была трагедия ошибок. Четырнадцатилетняя Матиль­да Крэбтри просто разыграла своего отца: она выскочила из чулана с воплем «Пу-у-у!», когда ее родители вместе возвраща­лись утром из гостей.

Но Бобби Крэбтри и его жена думали, что Матильда прове­ла эту ночь у друзей. Входя в дом и услышав какой-то шум, Крэбтри потянулся за пистолетом калибра 9 миллиметров и вошел в спальню Матильды, чтобы выяснить, в чем дело. Ког­да дочь выскочила из чулана, Крэбтри выстрелил ей в шею. Матильда Крэбтри скончалась через двенадцать часов.

Нашим эмоциональным наследством, доставшимся нам от эволюции, является страх, мобилизующий нас на защиту на­шей семьи от опасности. Именно он побудил Бобби Крэбтри схватить пистолет и поспешить расправиться с незваным гос­тем, который, как он думал, незаконно проник в его дом^Сгршх _заставил Крэбтри выстрелить, прежде чем он успел полностью осознать, в кого он стреляет, и даже прежде чем он узнал голос собственной дочери. По мнению биологов-эволюционистов, автоматические реакции такого рода прочно закреплены в на­шей нервной системе, поскольку в течение длительного кри­тического периода в предыстории человечества они определя­ли грань между жизнью и смертью. Но еще важнее то, что они способствуют осуществлению главной задачи эволюции: обес­печивать возможность производить потомство, которое продол­жит передачу этих самых что ни на есть генетических склонно­стей, по горькой иронии ставших причиной трагедии в доме Крэбтри.



Дэниел Гоулман

Но хотя эмоции всегда служили нам мудрыми советчиками на протяжении долгого периода эволюции, новые реалии, пред­лагаемые нам нынешней цивилизацией, сформировались с та­кой быстротой, что эволюция со своей степенной поступью за ними уже явно не поспевает. В самом деле, первые законы и пред­писания этики, такие как свод законов Хаммурапи*, десять за­поведей евреев, эдикты императора Ашоки, можно расценить как попытки обуздать, смягчить и цивилизовать проявление эмоций. Как замечает Фрейд в книге «Цивилизация и вызванная ею не­удовлетворенность», общество было вынуждено навязать правила извне, дабы усмирить волны перехлестывающих через край эмо­ций, бесконтрольно бушевавших внутри.

Несмотря на все социальные ограничения, страсти то и дело преобладают над рассудком. Эти особенности человеческой на­туры определяются характером ментальной сферы. Если же го­ворить о биологической конструкции главного нервного кон­тура эмоций, то рождаемся мы с тем, что лучше всего зареко­мендовало себя в работе на протяжении последних 50 000 по­колений людей, я подчеркиваю, не последних 500 поколений и, уж конечно, не последних пяти. Неторопливо и осмотритель­но действующие силы эволюции, сформировавшие наши эмо­ции, производили свою работу в течение многих миллионов лет. Прошедшие 10 000 лет, несмотря на очевидно быстрый подъем цивилизации и взрывной рост населения с пяти миллионов до пяти миллиардов, оставили незначительный отпечаток в наших биологических матрицах, лежащих в основе эмоциональной жизни.

Хорошо это или плохо, но наша оценка каждой неожидан­ной встречи с кем-либо и реакция на такую встречу являются результатом не только здравых суждений и нашего личного опы­та, но еще и наследия далекого прошлого, формирующего в нас черты, приводящие подчас к трагическим последствиям, о чем свидетельствуют печальные события в доме Крэбтри. Короче

* Хаммурапи (18 в. до н.э.) — царь Вавилона. Его творческая рука коснулась всех сторон жизни. Это видно из его знаменитых законов. Из 272 статей сохранилось 247: уголовное право, судопроизводство, кража, грабежи, торговля, семья, градостроительство, кораблестроительство, рабство и др. — Примеч. пер.

Эмоциональный интеллект



говоря, мы слишком часто беремся за решение дилемм XX века, имея в распоряжении эмоциональный репертуар, приспособ­ленный для нужд плейстоцена*. Эта неприятность и составля­ет предмет данной книги.

Побуждения к действию

В один прекрасный день ранней весной я ехал по шоссе че­рез горный перевал в Колорадо, как вдруг внезапный снегопад скрыл машину, двигавшуюся на небольшом расстоянии впере­ди меня. Я всматривался в кружащиеся передо мной снежные вихри, но ничего не могразглядеть в ослепительной белизне сне­га. Нажимая ногой на педаль тормоза, я чувствовал, как беспо­койство наполняет тело, и слышал тяжелые удары сердца.

Беспокойство переросло во всепоглощающий страх; я съе­хал на обочину дороги, чтобы переждать метель. Через полчаса снегопад прекратился, видимость восстановилась, и я продол­жил свой путь — но только затем, чтобы, едва преодолев не­сколько сотен ярдов дальше по дороге, снова остановиться там, где бригада «скорой помощи» оказывала помощь пассажиру автомобиля, врезавшегося в заднюю часть притормозившего автомобиля, ехавшего впереди; столкновение вызвало затор на шоссе. Если бы я продолжил движение при слепящем снегопа­де, то, вероятно, налетел бы на них.

Предостерегающий страх, охвативший меня в тот день, воз­можно, спас мне жизнь. Подобно кролику, в ужасе застывше­му при одном намеке на пробегающую мимо лису, или простей­шему млекопитающему, прячущемуся от нападающего дино­завра, я оказался во власти некоего внутреннего состояния, которое заставило меня остановиться, насторожиться и обра­тить внимание на надвигающуюся опасность.

Все эмоции, по существу, представляют побуждение к действию, мгновенные программы действий по обращению

* Плейстоцен — последняя современная система геологической ис­тории Земли, охватывающая и современную эпоху; продолжается около 700 000—1 млн лет. Важнейшим событием этого периода было появле­ние человека.

22 Дэниел Гоулман

с жизнью, которые эволюция постепенно прививала нам. Собственно корнем слова «эмоция» является латинский гла­гол «motere», означающий «двигать, приводить в движение», с приставкой «э-», придающей дополнительное значение на­правленности вовне: «отодвигать, удалять» и говорящей о том, что каждая из эмоций подразумевает стремление дей­ствовать. В том, что эмоции приводят к действиям, легче все­го убедиться, наблюдая за животными или детьми; это толь­ко у «цивилизованных» взрослых мы столь часто обнаружи­ваем колоссальное отклонение от нормы животного царства: эмоции — основные стимулы к действию, — разошедшиеся с очевидной реакцией.

Каждая эмоция в нашем эмоциональном репертуаре игра­ет уникальную роль, раскрываемую их характерными биологи­ческими отличительными чертами (более подробно об «основ­ных» эмоциях см. Приложение А). Приняв на вооружение но­вые методы, позволяющие «заглянуть» в тело человека и его мозг, исследователи открывают все больше физиологических подробностей, касающихся того, как каждая эмоция готовит организм к совершенно разным ответным реакциям.

• В минуту гнева кровь приливает к кистям рук, позволяя быстрее и легче схватить оружие или нанести удар врагу; увеличивается частота сердечных сокращений, а выброс гормонов, например, адреналина, обеспечивает заряд энер­гии, вполне достаточный для решительных действий.

• Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убежать от опасности; человек при этом бледнее, что происходит в результате оттока крови от го­ловы (появляется ощущение, что кровь «стынет в жилах»). В этот момент цепенеет тело, хотя и ненадолго, вероятно, давая время оценить ситуацию и решить, не будет ли луч­шим выходом поскорее спрятаться в укромном месте. Схе­мы в эмоциональных центрах головного мозга запускают механизм выброса гормонов, приводя тело в состояние общей боевой готовности, заставляя его сгорать от нетер­пения и подготавливая к действию, а внимание сосредо-

Наши рекомендации