Этапы физического развития
К 14-15 мес. должен ходить
К 1,5 г. – выбор руки (правая, левая)
В 2 года – живот и грудная клетка развиваются одинаково
2 г. – мозг 4/5 взрослого веса. Замедляется рост мышечной ткани
к 2,5 г. должны вырасти все молочные зубы
2,5 г. – грудная клетка шире
в 3 г. – мозг – самая развитая часть
Восприятие.Начинают формироваться сенсорные эталоны (представление о форме и цвете, размере).
Мышление.Развитие происходит в процессе предметной деятельности, носит наглядно-действеннный характер. В основе лежит чувствительный опыт и обобщенное название предметов (мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками, напр., часы это и будильник, и ручные часы). Подражая взрослым, ребенок научается строить суждения и делать умозаключения. В этот период взрослый может подсказать способ действия не только примером, но и словом. Начинает формироваться наглядно образное.
Воображениенаблюдается в виде предвосхищения. Творческого воображения пока нет, поэтому ребенок не способен что-то выдумать. Он только воссоздает, предлагаемое словесное описание или рисунок.
Память – в основном это только узнавание. Младенческий и ранний возраст детьми забываются.
Внимание– непроизвольное, кратковременно, легко отвлекаются. Объем внимания узкий (если ему что-то рассказывают, он перестает есть), т.е. не может распределить внимание между двумя предметами или действиями. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности (в играх, различных действиях)
Эмоциональное развитие. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно видит. Он не способен огорчиться из-за того, что что-то может произойти в будущем. Его не может обрадовать то, что через несколько дней что-то подарят. На 2 году жизни в процессе общения со взрослыми формируются эмоциональные реакции на похвалу, что является условием для развития самооценки и самолюбия. Общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, не считаясь или не учитывая другого ребенка – эгоцентризм. Эмоции и чувства, отражающие отношения к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Ригидность эмоций говорит об отклонении в психическом развитии (не реагирует на новую игрушку).
Формирование личности.Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале – первый признак самосознания. 2-ой признак – ребенок начинает называть себя по имени, а позже (примерно 3 лет) употребление «я». появляется первичная самооценка (завышенная). Ребенок многое делает самостоятельно и начинает отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я». К концу 2 г.ж. умеет умываться, влезать на стул, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия, узнает себя в зеркале. К 3-м годам появляется первоначальная самооценка – всегда максимально завышена.
Большое значение для развития ребенка имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования (с одними предметами можно обращаться свободно, а с другими каким-то определенным способом и никак иначе). Сначала, овладевая орудийными действиями он использует орудия как продолжение руки, а затем приспосабливается к свойствам предметов, что способствует развитию речи.
Игра в 3 года. На втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится особым занятием ребенка (но не основным видом деятельности). На протяжении 2-го года, дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать. Игра ребенка 2-х лет представляет собой бессистемный набор действий. Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи.
Особенности игры этого возраста:
· однообразие, разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними;
· подражание взрослым – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на игрушках то, что уже делал вместе со взрослым; характер общения со взрослыми переносит и на отношения со сверстниками
· слабая эмоциональная включенность – ребенок часто отвлекается, бросает начатое дело.
Кризис 3 лет.
Кризис 3-х лет – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. Протест против ограничения свободы и активности. Стремление быть как взрослые может найти свое разрешение в игре. Таким образом, кризис разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Важные симптомы этого кризиса [3]:
а) негативизм – ребенок отказывается вообще подчиняться любым требованиям взрослых (не делает не потому, что не хочет, а потому, что его об этом попросили), иногда – стремление сделать наоборот. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием (непослушание бывает и в более раннем возрасте).
б) упрямство – ребенок настаивает на своем требовании, решении (не смешивать с настойчивостью). Требует, чтобы с его личностью считались.
в) строптивость – протест против порядков, форм воспитания, которые существуют дома (близка к негативизму и упрямству).
г) своеволие – ребенок сам хочет что-то делать, отдельно от взрослого. Самостоятельное решение, замысла.
д) обесценивание взрослых – обзывает взрослых «дураками» (в лексиконе появляются слова и термины, означающие все плохое, отрицательное).
е) протест-бунт – проявляется в частых ссорах с родителями, как будто он находится в состоянии войны с ними.
ж) стремление к деспотизму. Часто встречается в семье, где только один ребенок.
Центральное новообразование – личное сознание «Я - сам».
Раздел 7. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА