Коррекция физического развития с помощью средств и методов физического воспитания

Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.

Мы рассматриваем возможности коррекции нарушений только функционального характера. Аномалии патологического характера требуют вмешательства специалиста по лечебной физкультуре. Не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего — рост (длина тела), значительно легче — масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).Эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, но и в студенческом возрасте работа над выработкой правильной осанки обязательно принесет положительные результаты. Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А вот езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку. Для коррекции осанки применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника. Рекомендуется физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, выполнять последовательно в исходных положениях. Рост мужчин в длину продолжается до 25 лет, у девушек до 18 лет. Установлено, что физические нагрузки умеренной мощности и продолжительностью 1,5-2,0 часа могут вызывать троекратное (!) увеличение гармона соматотропина в крови. А чем выше уровень соматотропина. тем интенсивнее рост. Наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры(баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения(скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке. Упражнения в висе укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки. Утром, когда распрямляющиеся мышцы в тонусе, рост человека выше. При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону. Направленное изменение массы тела доступно в студенческом возрасте. Чтобы откорректировать вес необходимо изменить привычный образ жизни! Следует выбрать виды спорта (упражнений).Способствует снизить вес: все циклические - бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки. Способствуют «набрать» массу тела: тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика, гиревой спорт.

Контрольные вопросы к теме 5 (лекции 26-33)

1. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

2. Специальная физическая подготовка.

3. Спортивная подготовка, ее цели и задачи.

4. Структура подготовленности спортсмена.

5. Техническая подготовленность спортсмена.

6. Физическая подготовленность спортсмена.

7. Тактическая подготовленность спортсмена.

8. Психическая подготовленность спортсмена.

9. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

10. Специальной физической подготовки.

11. Интенсивность физических нагрузок.

12. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

13. Характеристика нулевой зоны интенсивности.

14. Характеристика первой тренировочной зоны.

15. Характеристика второй тренировочной зоны.

16. Характеристика третьей тренировочной зоны.

17. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

18. Возможность и условия коррекции физического развития и телосложения средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

19. Возможности и условия коррекции двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

20. Формы занятий физическими упражнениями.

21. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

22. Общая и моторная плотность занятия.

23. Коррекция роста с помощью физических упражнений.

24. Коррекция веса с помощью физических упражнений.

СЕМЕСТР

ТЕМА 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями(лекции34-36)

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий,

их формы и содержание

На всех этапах формирования человека, его эволюционное развитие проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы, огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой. Занятия физической культурой - это как бы компенсация за то, что мы, в наш урбанистический век, лишены таких естественных физических действий как бег, прыжки, плавание, ходьба.

В сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни снижение двигательной активности приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях.

Учеными, специалистами различных отраслей науки (медицины, физиологии, педагогики и др.) установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма. При занятиях физическими упражнениями, дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура, более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание сердечной мышцы и снабжение ее кислородом.

Обязательная ежедневная порция физических упражнений должна стать такой же необходимостью, как утренний туалет, как чистка зубов. Рекомендации, тренируйтесь:

- через день или хотя бы три раза в неделю;

- непрерывно в течение 20 минут;

- энергично, но следите за своим дыханием.

Определена минимальная норма недельного объема двигательной активности студента – 10 часов. Надо помнить, что занятия физической культурой не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.

В соответствии с целями и задачами самостоятельных занятий определяются их формы. Общепринято различать три формы самостоятельных занятий:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

2. Упражнения в течение дня (физкультпауза).

3. Самостоятельные тренировочные занятия.

Специфика организации самостоятельных занятий, в зависимости от возраста, пола, индивидуального уровня, физической подготовки и тренировочного опыта

Самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей:

1. Подготовительная.

2. Основная.

3. Заключительная.

Подготовительная часть (разминка) самостоятельного занятия делится на две части - общеразвивающую и специальную.

Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины 6-8 мин, мужчины 8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Целью специальной части разминки является подготовка определенных мышечных групп, костно-связочного аппарата и обеспечение нервно-координационной, психологической настройки организма на предстоящее выполнение упражнений в основной части занятия, выполнение основного упражнения по частям и в целом.

В основной части изучается спортивная техника и тактика. Осуществляется тренировка, развитие физических и волевых качеств.

В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

По определенным правилам и принципам, выстраиваются занятия по любому избранному виду занятий, а также методические рекомендации по их проведению широко представлены в популярной литературе по физической культуре и спорту.

Контрольные вопросы к теме 6 (лекции 34-36)

1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2. Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями.

3. Формы самостоятельных занятий.

4. Содержание самостоятельных занятий.

5. Возрастные особенности содержания занятий.

6. Расчет часов самостоятельных занятий.

7. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.

8. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей.

9. Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.

10. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

11. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

12. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста.

13. ЧСС/ПАНО у лиц разного возраста.

14. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.

15. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.

16. Гигиена самостоятельных занятий. Питание, питьевой режим, уход за кожей. Элементы закаливания.

17. Гигиена. Места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.

18. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

19. Самоконтроль за физической подготовленностью. Тесты.

ТЕМА 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений(лекции 37-41)

Наши рекомендации