Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития

Забота о здоровье детей — это государственная проблема. Здоровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно-воспитательных учреждений. Поданным Институ­та возрастной физиологии Российской академии образования, каж­дый шестой школьник нуждается в дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний.

Физическое воспитание подрастающего поколения — это фор­мирование у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физ­культурой и спортом, привитие санитарно-гигиенических навы­ков и привычек с целью обеспечения высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности.

В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физиче­ской культурой решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи.

В специальной (коррекционной) образовательной школе, шко­ле-интернате VIIIвида обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести: с незначительной умственной отстало­стью — дебильностью и умеренной умственной отсталостью — имбецильностью. И те и другие посещают уроки физической культуры, участвуют в спортивных мероприятиях школы, города.

Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нару­шениями интеллекта в различных физкультурных праздниках яв-яется нарушение моторики и физического развития.

•Занятия физической культурой входят в программы всех учеб­ных специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с проблемами в развитии. Занятия физической культурой в настоящее время используются как средство развития психомоторики и

сорных процессов, реабилитации и оздоровления, адаптации и терапии.

Раж аК01^„К0мплексный подход к использованию физических упр.определен необходимостью всесторонней помощи инвалидам, лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии

Умственная отсталость различается по этиологии, патогенным, I психическим и клиническим проявлениям, времени поражен3^' течению заболевания. Обшей во всех случаях является тотальным нервно-психического недоразвития из-за необратимого пор-i- Ть ния LIHC (Г.Е.Сухарева, М.С. Певзнер, В. В.Лебединский). физическое и психическое развитие протекает как на дефектной так и на приобретенной основе. В результате недоразвитыми оказываются и соматические функции (возникают пороки серди * нарушения в деятельности эндокринной, мочеполовой систем' кишечного тракта). Интеллектуальная недостаточность может быть основанием для определения инвалидности (М. Г. Блюмина Е. М.Мастюкова, Л.М.Шипицына).

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу особенностей психофизического развития имеют различ­ные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обуслов­лена поражением корковых функций; сложные нарушения мото­рики определены поражением двигательного анализатора и дру­гих систем, в том числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957).

По данным В. М. Мозгового (2001), при обследовании физи­ческого развития и моторики (820 учащихся специальной — кор-рекционной — школы VIII вида) было обнаружено: нарушение осанки (сколиозы, лордозы, кифозы, плоскостопие) — младшие школьники — 20 — 22%, в среднем возрасте показатель умень­шался до 14— 18%, а в старшем вновь резко увеличивался и до­стигал 23 — 26 %. Видимо, занятия ЛФК (лечебная физическая куль­тура) сыграли положительную роль в исправлении выявленных нарушений как в младшем, так и в среднем школьном возрасте; в старшем подобные занятия не проводятся, увеличивается нагруз­ка на уроках трудового обучения и других учебных предметах, что приводит к стойкому нарушению осанки и физического разви­тия.

Более всего функциональных отклонений в состоянии здо­ровья детей наблюдалось в органах:

- мочеполовой системы — 28 %;

-дыхательной системы — 18% (тонзиллиты, риниты, астма­тическое состояние);

- эндокринной системы — 14%;

- сердечно-сосудистой системы — 7 %;

- желудочно-кишечного тракта — 9 %. „ Следовательно, физическая культура в таком случае Д°л

рассматриваться как лечебный модуль. ^

Анализ медицинской и учебно-педагогической документа показал, что у многих детей с нарушением интеллекта всех во стов имеются разнообразные сопутствующие дефекты разви




усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение по­земельной деятельности. Наблюлается.

зНаВЗ пушение речевой функции (в младших классах — 22 % об-

мых в старших — 14 %). В основном это речевые расстрой-

(Ьорме алалии, дислалии, общего недоразвития речи (ОНР);

СТВЗ "нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет

,г,а связи с возрастом, полом учащегося и тотальными нару-

ПрЯМОИ

106 нарушение зрения (14— 18 % обследуемых детей; имеется тен­ия к увеличению этого показателя в среднем и особенно в

старшем возрасте).

Вот почему в качестве коррекцино-компенсаторного модуля можно использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать восстановлению здоровья и функ­ционального состояния детей и подростков.

По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и соматического здоровья, двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные груп­пы; по медицинской классификации их три: основная, подгото­вительная и специальная.

Уровень физического и моторного развития определяется мор­фологическими показателями организма подростка. Такими по­казателями являются: вес тела (кг), рост (см), окружность груд­ной клетки в покое и на выдохе (см), отношение силы кистей рук к массе тела (кг), становая сила (кг), пропорциональность телосложения. Уровень физического и моторного развития мож­но определить, используя традиционные методики (массово-ро-стовый индекс Кстле, ростово-весовой — Брока, грудно-росто-вый — Эрисмана и др.). В результате обследования учащихся кор-рекционной школы выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики. Антропометрические данные дополняются результатами выполнения моторных тестов: прыжка в длину с места толчком двух ног (см); бега 30 м (с) (ученики 1 —4-х клас­сов), 60 м (с) (ученики 5— 10-х классов); метания мячей на даль­ность (см); метания мячей в цель (количество попаданий); отжи­мания в положении упора (количество). Полученные данные с

етом границ сигмальных отклонений роста от средней ариф-ической позволяют разделить детей коррекционной школы

группы по физическому развитию, которое подразделяется на высокое,хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего,

к пеРВои группе относят детей, которые имеют физическое учат™6 И лвигательные способности выше средних показателей п0Ка,ИХся коРРекционных школ и находятся на уровне хороших 12 8 о/ телей учеников массовых школ. Таких учащихся оказалось из общего числа детей с нарушением интеллекта.

Во вторую группу включаются дети-олигофрены, которые и
ют физическое развитие и двигательные способности выше en l
них показателей учащихся специальных (коррекционных) ni *
VIII вида и находятся на уровне средних показателей учение
массовой школы. Этих учащихся оказалось 19,4 %. °в

Третью группу составляют дети с нарушением интеллекта М которых при тех же показателях роста, что и по второй групп У были высокие показатели веса и окружности грудной клетки ил одно из этих показателей достаточно высокое (негармоничности а показатели выполнения упражнений находятся на уровне спел' них показателей учащихся массовой школы. Таких детей по всем возрастам и полу оказалось 16,2 %.

К четвертой группе (физическое развитие среднее) относят уча­щихся, у которых при тех же показателях роста были значительно малыми вес и окружность грудной клетки. Показатели выполне­ния прыжка в длину с места толчком двух ног равнялись средним и ниже средних результатов нормальных школьников. Таких уче­ников было 29 % от общего числа.

Пятая группа — учащиеся, у которых показатели физическо­го развития были ниже средних, а результаты выполнения уп­ражнений не могли равняться результатам учащихся массовой школы. Дети с нарушениями интеллекта могли спокойно выпол­нить прыжок в длину с места и не выполнить с разбега, бросить мяч в кольцо и не выполнить метание в цель. Таких учеников было 17,6%.

Шестую группу составляют дети с плохим физическим разви­тием. У этих детей были разные показатели роста, низкие ре­зультаты силы кистей рук, становой силы. У них было много сопутствующих соматических заболеваний. Их результаты в прыж­ке в длину толчком двух ног носили чисто индивидуальный ха­рактер и не соответствовали никаким нормативам. Таких учени­ков было 12%.

Избранный подход к оценке физического развития и двига­тельной подготовленности учащихся коррекционной школы дает право утверждать, что в качестве очередного учебно-воспитатель­ного модуля должны быть занятия физической культурой, направ­ленные на общефизическую подготовку детей (ОФП).

Это в равной степени важно и для трудовой подготовки У4 щихся коррекционной школы.

У детей с легкой степенью умственной отсталости поведеНЧже ские, эмоциональные и социальные нарушения проявляются та при выполнении упражнений различной координационной ел ности. Даже в семнадцать лет качественные показатели выпо.■ ния упражнений у них намного хуже, чем у нормальных шк ников этого же возраста. Причин несколько. Одна из них наиболее важная — у детей-олигофренов хуже развита кинестетическая

ность. Выполняя достаточно успешно прыжок в длину с ствите- рие подростки не выполняли прыжок в длину с разбе-места' ,е попытки при выполнении прыжка согнув ноги через га; Уд чередовались с неудачными при выполнении этого прыж-«к°н ' «козла». Успешно передавая друг другу мяч в игре «Сал-ка Ч «ии не могли точно передать мяч во время игры в баскетбол.

1/1!», ОНИ Г1

V циеся совершали ненужные движения, не могли правильно поеделить усилия при выполнении опорных прыжков, в мета-

" Картина двигательных проявлений у детей —дебилов и имбецилов полиморфна. У олигофренов в степени дебильности двига­тельные акты не согласуются с инструкциями, на первое место выступает пространственная и временная дифференцировка дви­жений. Следовательно, страдает корковая организация движений, тогда как у детей-имбецилов с сохранной моторикой статическая координация нарушена меньше, а динамическая — больше.

И даже при использовании специальных упражнений улучше­ния координационных способностей наблюдаются крайне редко. Главная причина заключается в том, что у данной категории де­тей разная степень зрелости и функционирования церебральных

уровней.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида использует­ся корригирующая гимнастика (КФГ). При построении занятий с использованием корригирующей гимнастики необходимо опре­делить пораженную структуру, а затем, используя сохранную, воз­действовать на утраченную.

Важную роль для коррекции психомоторики и физического раз­вития в коррекционной школе играют уроки физической культу­ры, занятия ритмикой.

Любая форма проведения занятий может способствовать опти­мизации деятельности занимающихся. И если учитель постоянно Пользуется одними и теми же стандартными приемами, он задер­живает развитие детей. В процессе ведения уроков опытный учи­тель импровизирует, выбирает такие педагогические приемы, ко­торые являются наиболее эффективными.

Шщими показателями эффективности урока как в общей, так специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: ли ^инамика работоспособности учащихся. Внешние показате-кож* Т°СПОСобности: частота Дыхания, потоотделение, окраска Дают' Частота сеРДечных сокращений (ЧСС). Эти показатели стра­нно °ДНИМ ^Достатком — большой неточностью. ЧСС отражает в б(уг,ч Ном Рцботу системы кровообращения и меньше уровень ра-u ^способности;

Частя!и равильн°сть распределения материала (упражнений) по Ных и Урока и целесообразность использования подготовитель-ПоДводящих упражнений.


Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития - student2.ru

Урок физической культуры

В общеобразовательной школе урок физической культуры I стоит из трех частей — подготовительной, основной и закл^С°" тельной, в коррекционной — из четырех частей: вводной, по " I товительной, основной и заключительной.

Во вводной части урока учащихся необходимо полг товить к занятию, построить, дать установку на изучение матепи ала, проверить внешний вид, произвести расчет, а затем выпот" нить несколько упражнений в построениях и перестроениях, плав но начать подготовительную часть. Вводная часть может длиться й младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7 минут Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем тео­ретических сведений.

Подготовительная часть у р о к а выполняет функцию подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной на­грузке. Средствами подготовки должны стать различные физичес­кие упражнения общеразвивающего характера — ходьба, бег, прыжки.

Используются в основном подводящие физические упражне­ния — как средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка.

Из предложенных упражнений выбираются три-четыре упраж­нения, направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо подобрать упражнения, направленные на раз­витие скорости.

В подготовительную часть урока включаются упражнения, на­правленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В результате в подготовительной части урока будет 8—12 упраж­нений различного характера, а сама подготовительная часть мо­жет длиться 7 — 8 минут, но не более 14—16минут.

В третьей, основной части урока решаются общеоб­разовательные задачи: изучение нового материала, совершен-ствование ранее изученного, развитие двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются упражнени основной гимнастики, легкоатлетические, ритмические упраж нения, игры.

Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, I
правленные на развитие двигательных качеств, целесообразно
полнять в определенном порядке: сначала — на развитие ло _
сти, затем — быстроты, далее — выносливости и силы, пото
других качеств. поД.

В заключительной части урока организм дсте готавливается к последующей нагрузке на других уроках, п дится итог урока, оцениваются умения и навыки учашихс


Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития - student2.ru

Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития - student2.ru


На заключительную часть отводится 5 — 7 минут. Средствами I для разрешения задач развития являются строевые, общеразвива, ющие и коррекционные упражнения, игры на внимание, упра*[ нения на расслабление.

Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень важен индивидуальный подход.

В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида при организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное планирование.

Годовое планирование, цель которого заключается в том, чтобы распределить материал программы по учебным чет­вертям, учитывая материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах. Примерное распределение учебного материала по разделам программы и возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы.

Изучение каждого вида упражнений проводится в продол- 1 жение серии уроков (3 — 4 и больше), так как дети с наруше­нием интеллекта очень быстро забывают разучиваемые упражне­ния. В 9— 10-х классах на занятия физической культурой отво­дится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов в этих классах увеличивается на 34 часа и составляет в год 102 часа.

Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8, с. 161 —163).

Задачи урока.

1. Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одно­му с перестроением в две шеренги.

2. Овладеть навыками бега в различном темпе.

3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую ска­калку.

4. Разучить игру «Мяч соседу».

Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч, сосед,

прыжок.

Место занятий: спортивный зал.

Наши рекомендации