Использование средств физического воспитания в системе физического развития

Забота о здоровье детей — это государственная проблема. Здо­ровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно-воспитательных учреждений. По данным Институ­та возрастной физиологии Российской академии образования, каж­дый шестой школьник нуждается в дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний.

Физическое воспитание подрастающего поколения — это фор­мирование у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физ­культурой и спортом, привитие санитарно-гигиенических навы­ков и привычек с целью обеспечения высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности.

В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физиче­ской культурой решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи.

В специальной (коррекционной) образовательной школе, шко­ле-интернате VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести: с незначительной умственной отстало­стью — дебильностью и умеренной умственной отсталостью — имбецильностью. И те и другие посещают уроки физической куль­туры, участвуют в спортивных мероприятиях школы, города.

Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нару­шениями интеллекта в различных физкультурных праздниках яв­ляется нарушение моторики и физического развития.

Занятия физической культурой входят в программы всех учеб­ных специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с проблемами в развитии. Занятия физической культурой в настоя­щее время используются как средство развития психомоторики и сенсорных процессов, реабилитации и оздоровления, адаптации и терапии.

Такой комплексный подход к использованию физических уп­ражнений определен необходимостью всесторонней помощи ин­валидам, лицам, имеющим отклонения в психофизическом раз­витии.

Умственная отсталость различается по этиологии, патогенезу, психическим и клиническим проявлениям, времени поражения, течению заболевания. Общей во всех случаях является тотальность нервно-психического недоразвития из-за необратимого пораже­ния ЦНС (Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, В.В.Лебединский). Фи­зическое и психическое развитие протекает как на дефектной, так и на приобретенной основе. В результате недоразвитыми ока­зываются и соматические функции (возникают пороки сердца, нарушения в деятельности эндокринной, мочеполовой систем, кишечного тракта). Интеллектуальная недостаточность может быть основанием для определения инвалидности (М. Г, Блюмина, Е. М. Мастюкова, Л. М. Шипицына).

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу особенностей психофизического развития имеют различ­ные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обуслов­лена поражением корковых функций; сложные нарушения мото­рики определены поражением двигательного анализатора и дру­гих систем, в том числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957).

По данным В. М. Мозгового (2001), при обследовании физи­ческого развития и моторики (820 учащихся специальной — кор­рекционной — школы VIII вида) было обнаружено: нарушение осанки (сколиозы, лордозы, кифозы, плоскостопие) — младшие школьники — 20 — 22%, в среднем возрасте показатель умень­шался до 14—18 %, а в старшем вновь резко увеличивался и до­стигал 23 — 26 %. Видимо, занятия ЛФК (лечебная физическая куль­тура) сыграли положительную роль в исправлении выявленных нарушений как в младшем, так и в среднем школьном возрасте; в старшем подобные занятия не проводятся, увеличивается нагруз­ка на уроках трудового обучения и других учебных предметах, что приводит к стойкому нарушению осанки и физического разви­тия.

Более всего функциональных отклонений в состоянии здо­ровья детей наблюдалось в органах:

- мочеполовой системы — 28 %;

- дыхательной системы — 18% (тонзиллиты, риниты, астма­тическое состояние);

- эндокринной системы — 14 %;

- сердечно-сосудистой системы — 7 %;

- желудочно-кишечного тракта — 9 %.

Следовательно, физическая культура в таком случае должна рассматриваться как лечебный модуль.

Анализ медицинской и учебно-педагогической документации показал, что у многих детей с нарушением интеллекта всех возра­стов имеются разнообразные сопутствующие дефекты развития,

которые усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение по­знавательной деятельности. Наблюдается:

- нарушение речевой функции (в младших классах — 22 % об­следуемых, в старших — 14 %). В основном это речевые расстрой­ства в форме алалии, дислалии, общего недоразвития речи (ОНР);

- нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет прямой связи с возрастом, полом учащегося и тотальными нару­шениями;

- нарушение зрения (14—18 % обследуемых детей; имеется тен­денция к увеличению этого показателя в среднем и особенно в старшем возрасте).

Вот почему в качестве коррекционно-компенсаторного модуля можно использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать восстановлению здоровья и функ­ционального состояния детей и подростков.

По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и соматического здоровья, двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные груп­пы; по медицинской классификации их три: основная, подгото­вительная и специальная.

Уровень физического и моторного развития определяется мор­фологическими показателями организма подростка. Такими по­казателями являются: вес тела (кг), рост (см), окружность груд­ной клетки в покое и на выдохе (см), отношение силы кистей рук к массе тела (кг), становая сила (кг), пропорциональность телосложения. Уровень физического и моторного развития мож­но определить, используя традиционные методики (массово-ростовый индекс Кетле, ростово-весовой — Брока, грудно-ростовый — Эрисмана и др.). В результате обследования учащихся кор­рекционной школы выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики. Антропометрические данные дополняются результатами выполнения моторных тестов: прыжка в длину с места толчком двух ног (см); бега 30 м (с) (ученики 1 —4-х клас­сов), 60 м (с) (ученики 5— 10-х классов); метания мячей на даль­ность (см); метания мячей в цель (количество попаданий); отжи­мания в положении упора (количество). Полученные данные с учетом границ сигмальных отклонений роста от средней ариф­метической позволяют разделить детей коррекционной школы на группы по физическому развитию, которое подразделяется на высокое, хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего, плохое.

К первой группе относят детей, которые имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся коррекционных школ и находятся на уровне хороших показателей учеников массовых школ. Таких учащихся оказалось 12,8 % из общего числа детей с нарушением интеллекта.

Во вторую группу включаются дети-олигофрены, которые име­ют физическое развитие и двигательные способности выше сред­них показателей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида и находятся на уровне средних показателей учеников массовой школы. Этих учащихся оказалось 19,4 %.

Третью группу составляют дети с нарушением интеллекта, у которых при тех же показателях роста, что и по второй группе, были высокие показатели веса и окружности грудной клетки или одно из этих показателей достаточно высокое (негармоничность), а показатели выполнения упражнений находятся на уровне сред­них показателей учащихся массовой школы. Таких детей по всем возрастам и полу оказалось 16,2 %.

К четвертой группе (физическое развитие среднее) относят уча­щихся, у которых при тех же показателях роста были значительно малыми вес и окружность грудной клетки. Показатели выполне­ния прыжка в длину с места толчком двух ног равнялись средним и ниже средних результатов нормальных школьников. Таких уче­ников было 29 % от общего числа.

Пятая группа — учащиеся, у которых показатели физическо­го развития были ниже средних, а результаты выполнения уп­ражнений не могли равняться результатам учащихся массовой школы. Дети с нарушениями интеллекта могли спокойно выпол­нить прыжок в длину с места и не выполнить с разбега, бросить мяч в кольцо и не выполнить метание в цель. Таких учеников было 17,6 %.

Шестую группу составляют дети с плохим физическим разви­тием. У этих детей были разные показатели роста, низкие ре­зультаты силы кистей рук, становой силы. У них было много сопутствующих соматических заболеваний. Их результаты в прыж­ке в длину толчком двух ног носили чисто индивидуальный ха­рактер и не соответствовали никаким нормативам. Таких учени­ков было 12 %.

Избранный подход к оценке физического развития и двига­тельной подготовленности учащихся коррекционной школы дает право утверждать, что в качестве очередного учебно-воспитатель­ного модуля должны быть занятия физической культурой, направ­ленные на общефизическую подготовку детей (ОФП).

Это в равной степени важно и для трудовой подготовки уча­щихся коррекционной школы.

У детей с легкой степенью умственной отсталости поведенче­ские, эмоциональные и социальные нарушения проявляются также при выполнении упражнений различной координационной слож­ности. Даже в семнадцать лет качественные показатели выполне­ния упражнений у них намного хуже, чем у нормальных школь­ников этого же возраста. Причин несколько. Одна из них наиболее важная — у детей-олигофренов хуже развита кинестетическая чувствительность. Выполняя достаточно успешно прыжок в длину с места, многие подростки не выполняли прыжок в длину с разбе­га; удачные попытки при выполнении прыжка согнув ноги через «коня» чередовались с неудачными при выполнении этого прыж­ка через «козла». Успешно передавая друг другу мяч в игре «Сал­ки», они не могли точно передать мяч во время игры в баскетбол. Учащиеся совершали ненужные движения, не могли правильно распределить усилия при выполнении опорных прыжков, в мета­нии.

Картина двигательных проявлений у детей—дебилов и имбецилов полиморфна. У олигофренов в степени дебильности двига­тельные акты не согласуются с инструкциями, на первое место выступает пространственная и временная дифференцировка дви­жений. Следовательно, страдает корковая организация движений, тогда как у детей-имбецилов с сохранной моторикой статическая координация нарушена меньше, а динамическая — больше.

И даже при использовании специальных упражнений улучше­ния координационных способностей наблюдаются крайне редко. Главная причина заключается в том, что у данной категории де­тей разная степень зрелости и функционирования церебральных уровней.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида использует­ся корригирующая гимнастика (КФГ). При построении занятий с использованием корригирующей гимнастики необходимо опре­делить пораженную структуру, а затем, используя сохранную, воз­действовать на утраченную.

Важную роль для коррекции психомоторики и физического раз­вития в коррекционной школе играют уроки физической культу­ры, занятия ритмикой.

Любая форма проведения занятий может способствовать опти­мизации деятельности занимающихся. И если учитель постоянно пользуется одними и теми же стандартными приемами, он задер­живает развитие детей. В процессе ведения уроков опытный учи­тель импровизирует, выбирает такие педагогические приемы, ко­торые являются наиболее эффективными.

Общими показателями эффективности урока как в общей, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:

1) динамика работоспособности учащихся. Внешние показате­ли работоспособности: частота дыхания, потоотделение, окраска кожи, частота сердечных сокращений (ЧСС). Эти показатели стра­дают одним недостатком — большой неточностью. ЧСС отражает в основном работу системы кровообращения и меньше уровень ра­ботоспособности;

2) правильность распределения материала (упражнений) по частям урока и целесообразность использования подготовитель­ных и подводящих упражнений.

Наши рекомендации