Понятия о направленности, потребностях, установке
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев). Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Направленность – это такое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности. Это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека (поведение, поступки). Чтобы действительно узнать человека, важно знать, что он успел сделать в жизни (деятельность), понять, к чему стремится (цель) и во имя чего намерен достичь желаемого (мотивы) – всё это и будет определять направленность личности. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Направленность характеризуется определёнными качествами:
- Уровнем – уровнем общественной значимости направленности личности. Он проявляется в моральном облике личности. Высокий уровень называет идейностью;
- Широтой направленности – количеством интересов. Можно иметь много интересов и быть дилетантом, а можно придерживаться одного центрального, главного интереса и много побочных;
- Интенсивностью – эмоциональной окраской направленности. Диапазон: от смутных, нечётких влечений до полной убеждённости;
- Устойчивостью – характеристика направленности во времени, связана с настойчивостью, проявлением воли;
- Действенностью – активностью человека в реализации целей и деятельности.
Формы направленности:
- Влечение – смутное стремление (малодифференцированное), движимое маловыраженной потребностью;
- Желание – здесь человек осознаёт, к чему стремится;
- Интерес – более высокая форма направленности на предмет, но только в форме стремления к его познанию;
- Склонность – стремление к определённой деятельности;
- Идеал – форма направленности, воплощённая в конкретном образе, к которому человек стремится;
- Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире. (В противовес активному существует пассивное мировоззрение – миросозерцание);
- Убеждение – высшая форма направленности личности. Сочетание мировоззрения, мышления и воли, проявляющееся в поступках человека.
Что заставляет человека реализовывать свою направленность, быть деятельным, т.е. активным? Основанием и источником активности человека являются его установки и потребности.
На основе установки возникает деятельность с определённой направленностью на уравновешивание отношений между индивидом и средой.
Установки, становясь свойствами личности и проявляясь в таких формах как влечение, интерес, убеждение и пр., сами превращаются в направленность.
Установка – это внутренняя предрасположенность реагировать определённым образом на тот или иной объект действительности или ситуацию, побуждая человека ориентировать свою деятельность в определённом направлении. Установка относится к группе неосознаваемых побуждений. На основе установок формируется и изменяется способ и характер поведения, восприятия и общения.
Установка возникает при встрече двух факторов: потребности и ситуации удовлетворения потребностей; определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта.
Установка – это не мотивационный момент. Она возникает на основе потребности, но сама ею не является.
Установка – это не образный аспект. При восприятии объектов установка лишь обнаруживается.
Социальная установка – предрасположенность индивида реагировать на те или иные явления социальной действительности.
А. В. Петровский отметил, что «предвзятость представляющая сущность установок, либо является результатом поспешных, недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо результатом некритического усвоения стереотипов мышления – стандартизированных суждений, принятых в общности, которой принадлежит индивид».
Потребность - это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности. Потребность следует отличать от нужды. Потребность - это не сама нужда, а ее отражение в психике. То есть, нужда – это объективное состояние нехватки чего-либо, это биологическое понятие, сигнал для восстановления гомеостаза. Человек может не осознавать и не замечать ее. Потребность – это субъективное состояние, в отличие от нужды, она переживается, осознается.
Потребности человека, в отличие от животных, формируются в процессе воспитания и носят общественно–личностный характер.
Классификации потребностей.
I. Классификация Петровского:
1. По происхождению потребности делятся на
1.1. естественные (биологические), которые служат сохранению жизни (потребности в пище, питьё, сне, воздухе и т. п.);
1.2.культурные - потребности в продуктах человеческой культуры. Они служат человеку в повседневной жизни (вилка, ложка), в общении и труде (книга, телевизор).
Культурные потребности различаются по уровню. (Кто-то покупает книгу, чтобы её изучить, кто-то просто, чтобы была).
2. По характеру предмета (объекта) потребности могут быть:
2.1. материальными (одежда, пища, жилище);
2.2. духовными (выражаются в усвоении духовной культуры: познавательные, творческие, этические потребности), потребность в общении с другими людьми.
Духовные и материальные потребности связаны: книга – материальная и духовная потребность.
II. Классификация Симонова:
1. витальные потребности;
2. идеальные потребности;
3. социальные потребности.
При этом, в каждой группе потребностей можно выделить потребности сохранения и развития, а в социальной группе – еще потребности «для себя» и «для других» (права и обязанности)
III. Э. Фромм выделил следующие группы социальных потребностей:
- потребности в человеческих связях (отнесения к группе; чувство «мы»);
- потребности в привязанности к другому живому существу;
- потребность в самосознании (сознании своей индивидуальности);
- потребность в системе ориентации и поклонении объекту (причастность к культуре и идеологии).
IV. Иерархия потребностей Маслоу:
1.физиологические;
2. потребность в безопасности, защищённости;
3. социальные потребности (общение);
4. потребность в уважении;
5. потребность в самореализации.
Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются не актуальными. Но, чем выше уровень мотива, тем дольше можно задержать реализацию соответствующей потребности.
Различные психологические направления и концепции в психологии, обосновывая свое понимание проблемы человека, выделяли соответствующие этому пониманию потребности, свойственные человеку. Например: потребность быть личностью, выделенная в деятельностном подходе; экзистенциальные потребности (в вере, смысле жизни, любви, самоактуализации), описанные в экзистенциальной психологии; невротические потребности (в сочувствии, одобрении, власти, зависимости), выявленные психоанализом; потребности в избегании неудач, обоснованные когнитивным направлением и пр.
Основные характеристики человеческих потребностей:
1. сила – степень потребностного напряжения;
2. модальность (в чем именно нужда);
3. острота - субъективное восприятие степени неудовлетворенности потребности;
4. время дления потребностей – кратковременные, устойчивые, периодически возникающие;
5. индивидуальные особенности потребностей. У разных субъектов потребности выражаются по-разному (Например, зависимость потребности в пищи от типа конституции и темперамента, проявляется в количестве употребляемой пищи, соответствующем нуждам обменного процесса).