Понятие о потребностях человека.

Уровни потребностей человека по А. Маслоу.

Физиологические потребности пациента.

Потребность в безопасности.

Социальные потребности.

Потребность в самоуважении и уважении.

Потребность в самовыражении.

1. Понятие о потребностях человека.

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, воде, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функциями различных органов и систем организма. Заболевание, вызывает нарушение функции того или иного органа, системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Потребность – осознаваемый физиологический или психологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Первичная потребность – врождённые физиологические потребности, например, такие как потребность выжить.

Потребность в уходе –состояние или проблема, при которых человек не может самостоятельно удовлетворить свои потребности, в первую очередь, физиологические; отсутствие условий для их удовлетворения в повседневной жизни.

2. Уровни потребностей человека по А. Маслоу.

В 1943г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.

Возможность удовлетворения своих потребностей у людей различна и зависит от нескольких общих факторов:возраст; окружающая среда; знания, умения, желания и способности самого человека.

А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы. Сегодня она не столь популярна в США и др. странах с высоким уровнем социального развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. И чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. В таком государстве приоритетны: самоуважение и уважение окружающих, самовыражение, достижение успеха. Удовлетворение физиологических потребностей не вызывает проблем, поэтому и не акцентируется внимание на их решении. Следует заметить, что для наших условий теория А. Маслоу остается популярной и сегодня.

В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.), которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.).

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фун­даментальных потребностей человека.

А. Маслоу В. Хендерсон С.А. Мухина и И.И.Тарновская
1. Физиологические потребности: воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятель-ности, сон, движение, прикосновение, секс. 2. Безопасность: надежда, защита, кров, одежда, помощь. 3. Социальные потребности (общение): одобрение, любовь, понимание, привязан-ность, семья и друзья. 4. Самоуважение и уважение окружающих (самоутверждение): поощрение, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом. 5. Самовыражение: достижение, самостоятельность, личное отличие.   1. Нормально дышать. 2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. 4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12. Заниматься любимой работой. 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться. 1. Нормальное дыхание. 2. Адекватное питание и питьё. 3. Физиологичес-кие отправления. 4. Движение. 5. Сон. 6. Личная гигиена и смена одежды. 7. Поддержание нормальной температуры тела. 8. Поддержание безопасности окружающей среды. 9. Общение. 10. Труд и отдых.  


3. Физиологические потребности.

· Нужны, чтобы жить.

· Если данные потребности удовлетворены, люди, как правило, здоровы, с неудовлетворенными потребностями рискуют заболеть.

· Одинаковы у всех людей, но испытывают их в разное время.

1) Потребность в кислороде (дыхании).

Физиологическая функция легких – дыхание. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови. Благодаря дыханию кислород из наружного воздуха проникает в кровь и доставляется к каждой клетки организма, где участвует в реакциях биологического окисления. Клетки организма чувствительно к недостатку кислорода, особенно клетки коры головного мозга.

Поддержание потребности в кислороде является приоритетной задачей.

2) Потребность в пище.

Питание имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Питание должно быть адекватным и рациональным.

Адекватное питание обеспечивает:

- нормальный рост и развитие человека;

- возможность предупреждения заболеваний и лечение уже имеющихся;

- поддержание идеальной массы тела.

Адекватное питание обеспечивается за счет:

- употребление пищи с низким содержанием холестерина;

- рациона, богатого овощами, фруктами, злаками;

- малым количеством сахара и сладких продуктов;

- употреблением соли в умеренном количестве;

- разумным употреблением алкогольных напитков;

- соотношением в питании белков, жиров, углеводов = 1:1:4 у здорового взрослого человека;

- соответствующей возрасту и энергозатратам калорийностью пищи.

Пища – необходимый источник энергетического и пластического материала для живых существ.

3) Потребность в жидкости.

Здоровый человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет (1,5 – 2 литра в день). Неудовлетворение потребности в жидкости может привести к изменению водно-электролитного баланса, обезвоживанию организма и нарушению функций органов и систем. Потребность в жидкости может повышаться при определённых обстоятельствах, например: обильном потоотделении, вследствие лихорадки, повышенной температуры воздуха, интенсивной физической нагрузки. И, наоборот, при некоторых заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы рекомендуют ограничение приёма жидкости.

4) Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности.

Понятие о потребностях человека. - student2.ru Понятие о потребностях человека. - student2.ru пища пот

Понятие о потребностях человека. - student2.ru Понятие о потребностях человека. - student2.ru организм кал

Понятие о потребностях человека. - student2.ru жидкость моча (70-80% от выпитого)

Режимы выделения мочи и кала у каждого индивидуальны. Большинство людей считают процесс выделения сугубо личным, интимным, поэтому медсестра, оказывающая помощь пациенту, имеющему данную проблему, должна :

- быть деликатна;

- уважать право пациента на конфиденциальность;

- обеспечить ему возможность уединения.

5) Потребность в сне и отдыхе.

Наши рекомендации