К. Хорни и Э.Фромм.о потребностях.

Отказавшись от фрейдовского понятия «либидо» и выдвинув во главу угла соц. и культ. условия, определяющие личностное развитие, Э. Фромм, вместе с тем полагал, что процесс развития связан с удовлетв-ем базисных, экзистенциальных потребностей. Согласно Э. Фромму, это:1)потребность в привязанности, кот, в свою очередь, может быть конструктивной или деструкт-ой. Так, потребность в привязанности может удовлетворяться через подчинение или доминирование (мазохистским или садистским образом). Утверждая, что данная потребность, являющаяся производной от условий существ-ия чел-ка, носит симбиотический хар-р, Э. Фромм выводил соц. бедствия – такие, как наркомания или тирания – из доминирования той или иной тенденции в удовлетв-ии данной потребности. Основное отличие указанных деструктивных способов удовлетв-ия потреб-ей в привязанности Э. Фромм видел в отсутствии любви. Конструктивный способ Э. Фромм связывал с понятием «зрелая любовь». Основн. составляющие «зрелой любви» – забота, уважение и знание.2)потребность в трансценденции- выводится Э.Фроммом из постулирования творческого хар-ра челов. природы, в соответствии с кот. чел-к, сталкиваясь с противоречиями жизни, преодолевает свою пассивность и трансформирует энергию творчества в созидание или разрушение. Э. Фромм утверждал, что природа челов. потребности в трансцендировании двойственна, она совмещает потенции счастья и способность к саморазрушению. 3)Потребность в укорененности- выведена Э. Фроммом из традиций первобытного общества (матриархал-ого и патриарх-ого), а также из положения класс. психоанализа о наличии инцестуозных связей между матерью и ребенком. Согласно Э. Фромму, фундаментальнейшая психологическая связь у чел-ка со своей матерью: «мать – это пища, мать – это любовь». Быть любимым ею – значит быть живым, быть укорененным, быть дома. Отличие от З. Фрейда здесь в том, что Э. Фромм отказывается от акцента на сексуальности коренных связей и обращает внимание на их иррациональную, аффективную природу. Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универс. общечеловеческий хар-р и важна для психологич. защищенности индивида. 4)Потребность в самоопред-нии. Э. Фромм подчеркивал необход-ть развития самосознания и отстаи-ия своего индивид-ого «Я» с позиций опыта и знания обретенных в самостоят. Жизн. активности. Э. Фромм выражал обеспокоенность растущим «стадным конформизмом», при кот. чел-к отказывается от собственного «Я». 5)Потребность в ориентации. Поскольку Э. Фромм считал, что чел-к – существо, нуждающееся в определении смысла собственной жизни, он выделил в качестве уровня продуктивной жизни необходимость (потребность) в перспективе развития. По Э. Фромму, «каркас» ориентаций и приверженностей складывается в раннем детстве, когда чел-к научается использовать воображение и рассуждение для преодоления трудностей. Для Э. Фромма приверженность означает соблюдение гуманистической этики, в кот. высшая ценность-челов. существование. Соответс-но выделяются две ориентации – продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к «зрелой любви») и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при кот.др. используются как объекты). Ценность его разработок для нашего анализа в том, что они позволяют более полно представить себе картину развертывания психодинамического направления в плане теории, а также увидеть пути, которыми психотерапия эволюционировала в направлении от личностной к социальной.

53 Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин. И.А.Фурманов).

Сущ-ют различ. классиф.потреб-ей чел-ка, кот. строятся как по зависимости организма личности от каких-то объектов, так и по нуждам, кот. он испытывает. Симонов разделил потреб-ти на 3 основ. группы:1. Потреб-ти жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма( пищевая, питьевая, оборонит потреб-ти, потреб-ть в сне, двигательной нагрузке, полож. ощущениях) 2. Социальные потреб-ти обеспечивают сосуществование чел-ка с др. людьми и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению рода. 3. Потреб-ти саморазвития ориентированы на буд. и их значение закл. в подготовке организма к возможным условиям существования. В каждой из этих групп выделяются потреб-ти сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). И.А. Фурманов , опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает след классиф. потреб-ей: 1)потреб-ть в физич. совершенствовании. Доминирование данной потреб-ти свидетел-ет о направленности на приобретение жизненно необход. Физич. качеств, развитие силы, ловкости, выносливости ;2)потреб-ть в духовном совершенствовании-может указывать на стремление чел-ка к овладению культ. и общечелов-ми ценностями, на ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты;3)потреб-ть в труд. деят-ти. Доминирование этой потреб-ти свидет-ет об активном стремлении участвовать в труд. деят-ти при условии справедливой оплаты ее результатов;

4)потреб-ть в дружбе. Указывает на стремление найти наст. отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту;5)потреб-ть в эмоции. близости. Свидетел-ет о желании встретить чел-ка, с кот. можно поделиться сокровенными мыслями;

6)потреб-ть в уважении и поддержке со стороны окружающих- свидетельст-ет о необход. признания и получения уважения и поддержки от ближайш. окружения;

7)потреб-ть в комфорте-указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному благополучию и душевному спокойствию;

8)потреб-ть в познании. По силе этой потреб-ти можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. 9)потреб-ть в лидерстве. Свидетел-ет о стремлении к первенству и доминированию. 10)потреб-ть в противополож. поле. Интерес к вопросам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потреб-ти не следует оценивать од- нозначно и объяснять только биологически обусловленными устремлениями к установлению половых отношений. 11)потреб-ть в оказании помощи окруж.. Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия. 12)потреб-ть в достижениях. Свидетел-ет о желании преодолеть, побороть, опередить др., сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным 13)потребность в автономии. Хар-ся как стремление к получению самостоятельности и независимости; 14)потребность в престиже. –хар-ся стремлением подростка к получению признания окруж., желанием покорить др, привлечь к себе внимание, удивить своими достижениями и личностными качествами.

Наши рекомендации