Задание 3.1 ПСИХОЛОГИЯ ПРОГНОЗОВ


1. Представьте себе всех американских аспирантов-первокурсников. Сколько процентов из них специализируются в каждой из девяти перечисленных ниже областей? Запишите, пожалуйста, свои догадки и проверьте, чтобы сумма составляла 100%.

Управление бизнесом Компьютерные науки Машиностроение Гуманитарные и педагогические науки Юриспруденция Библиотечные науки

• Медицина

• Физика и биология

• Социальные науки и социальная работа

2. Внимательно прочитайте следующее описание личности:

«Том У. обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя ему не хватает истинной креативности. У него есть потребность в порядке и ясности, в четких и упорядоченных системах, где каждая деталь находится на своем месте. Он пишет довольно скучным и однообразным языком, иногда оживляя свой стиль довольно избитыми каламбурами и игрой воображения в духе научной фантастики. У него есть сильное стремление к компетентности. Он производит впечатление человека, который невосприимчив к чувствам других людей и мало им симпатизирует, а также не получает удовольствия от взаимодействия с ними. Несмотря на свой эгоцентризм, он обладает глубоким нравственным чувством».

Насколько Том У. похож на типичного аспиранта, специализирующегося в каждой из девяти областей? Ранжируйте, пожалуйста, эти девять областей специализации в порядке убывания сходства между Томом У. и типичным аспирантом данной области. Это означает, что вы присвоите номер «1» той области, на типичного представителя которой, по вашему мнению, Том У. похож больше всего; номер «2» — области, стоящей на втором месте по степени сходства и т. д.

Управление бизнесом Компьютерные науки Машиностроение

Гуманитарные и педагогические науки Юриспруденция Библиотечные науки Медицина Физика и биология

Социальные науки и социальная работа 3. Вышеприведенное описание личности Тома У. было написано психологом на основе проективных тестов,

когда Том учился в выпускном классе средней школы. Сейчас Том У. — аспирант. Какова вероятность того, что Том У. сейчас специализируется в каждой из этих областей? Ранжируйте, пожалуйста, эти области специализации в порядке убывания вероятности, то есть присвойте номер «1» области с наибольшей ве-роятностью и номер «9» области с наименьшей вероятностью.

• Управление бизнесом

• Компьютерные науки

• Машиностроение

•Гуманитарные и педагогические науки •Юриспруденция •Библиотечные науки •Медицина •Физика и биология

•Социальные науки и социальная работа

Задание 3.2 МЫСЛЕННЫЕ КАРТЫ

Стэнли Милграм предложил концепцию «психологических карт» для исследования восприятия человеком городской окружающей среды. Вы можете адаптировать этот метод для того, чтобы понять, как вы сами и другие люди воспринимают ваш университетский городок. Метод основан на изображении карты университетского городка. Главное, чтобы человек изобразил городок так, как он его видит, не стремясь к географической точности. Сначала нарисуйте карту университетского городка сами. Затем выберите двух знакомых, которые могут иметь различное отношение к городку (например, спортсмен и ученый, первокурсник и старшекурсник), и попросите их нарисовать свои карты городка. Не показывайте им другие карты, пока они не нарисуют свои собственные..

1. Есть ли какие-нибудь объекты или границы, которые нанесены на все три карты? Если есть, то какие?

2. Представлены ли некоторые части городка на картах в преувеличенном виде или более подробно, чем другие его части? Если да, то как эти выделенные части карты отражают интересы и виды деятельности человека, нарисовавшего данную карту? Например, может быть, ученый отметил на карте все библиотеки, а спортсмен нарисовал различные игровые площадки и спортивные сооружения?

3. Какие объекты университетского городка не отражены на картах?

4. Кроме того, что пропущены некоторые объекты, есть ли в картах какие-либо другие закономерности или искажения?

Задание 3.3 СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Перечислите, пожалуйста, те качества, которые вы считаете своими индивидуальными сильными сторонами. Далее перечислите, пожалуйста, те качества, которые вы считаете своими индивидуальными слабостями.

Глава 4

«Я» И ДРУГИЕ

Что вы видите, когда размышляете о своем «Я» — о той части себя, которая является вашей сущностью, ядром вашей личности, самым сокровенным? Может быть, подобно психоаналитикам, вы видите свое «Я» чем-то вроде айсберга, большая часть которого скрыта под поверхностью обыденного сознания, и считаете, что ваше поведение в основном мотивируется глубинными импульсами, корни которых уходят в детство? А может быть, вы разделяете взгляды Б. Ф. Скин-нера, считавшего «Я» вакуумом, «черным ящиком», непознаваемой частью организма, действия которого мотивируются в основном внешними силами окружа-ющей среды? Возможно, вы рассматриваете «Я», как видел его Юнг: поднимающийся над водой остров, соединенный с другими островами коллективным бессознательным. Быть может, вы согласны с Эриксоном и философами-экзистенциалистами и считаете, что «Я» делает активный выбор и выражает свою свободную волю через неотъемлемо присущую человеку способность выбирать. Возможно, что, подобно Кули и другим социологам, вы рассматриваете «Я» как зеркало, отражающее восприятия и суждения людей, окружающих вас в вашем социальном мире. Существуют и другие метафоры для описания социальной модели личности — маски, каждая из которых представляет различные «Я» или социальные роли, и даже луковица, покрытая множеством слоев различных ролей, но не имеющая реального внутреннего содержания.

Несмотря на разнообразие этих метафор, существуют некоторые общие характерные черты, отражающие различие, проведенное Уильямом Джеймсом между двумя аспектами «Я»: эмпирическим «Я» и чистым «Я». Эмпирическое «Я» — это часть личности, которая действует, выбирает и реагирует. Чистое «Я» — это часть личности, которая является объектом собственного мышления и оценки. В центре внимания некоторых социально- психологических исследований личности находится чистое «Я», то есть поиск ответа на вопрос, как люди думают о самих себе. В качестве примеров можно привести работы по изучению «Я»-концепции, самооценки, «Я»- схем и самоатрибуций. Уильям Джеймс также предложил концепцию «социального Я» и утверждал, что у каждого человека есть не одно, а много социальных «Я». Это означает, что мы показываем разным людям, например, нашим родителям, друзьям, начальникам и т. д., различные стороны своего «Я». Значение социального «Я» исследуется социальными психологами различными путями, о чем свидетельствуют работы, посвященные управлению впечатлением, самомониторингу, социальному сравнению и самоисполняющимся пророчествам.

Наши рекомендации