Примечание: дать анализ практики и сфер разработки прогнозов в современных условиях России. Роль стратегических прогнозов

5.2. Государственное планирование в рыночной экономике: содержание, принципы формы (типы)

Прогнозирование есть условие, предэтап планирования.

Сущность планирования: это деятельность по разработке планов - целей, задач, показателей будущего состояния объекта - и способов действий, обеспечивающих их осуществление.

Планы всегда имеют количественные и качественные показатели, привязаны к определенному времени действия и оформляются в документальной форме.

Долгосрочные и среднесрочные планы имеют годовую подразбивку и в ходе исполнения обязательно корректируются.

В СССР было только директивное планирование (его плюсы и минусы), а в рыночной экономике оно многообразно и превалирует индикативное (рекомендательное) планирование.

Основные формы государственной плановой работы:

- Разработка и принятие плановой концепции;

- Определение сфер и показателей директивного планирования (например, бюджеты всех уровней власти, задания для казенных предприятий, госпредприятий и госкорпораций, оборонный заказ);

- Разработка и применение форм и методов индикативного планирования;

- Разработка и принятие государственных целевых программ на всех уровнях власти;

- Формирование плановых объемов государственных заказов и закупок;

- Государственное финансовое планирование - бюджеты, внебюджетные фонды, целевые фонды и т п.;

- Государственные планы (программы) приватизации;

- Планы по развитию и функционированию госсектора и использованию государственного имущества;

- Государственные инвестиционные планы и программы;

- Планы формирования государственных материальных резервов;

- Программы внешнеэкономической деятельности;

- Программы (проекты) Центрального Банка РФ по регулированию денежной массы и денежного обращения, валютных курсов, золотовалютных резервов и др.

- Иные формы, в том числе на уровне крупных корпораций, естественных монополий под контролем государства и т.д.

Государственные программы и проекты развития. Особенности, значение и практика целевого программирования

Наиболее развитая и применяемая в РФ форма плановой работы есть формирование «федеральных целевых программ» (в регионах – региональных – РЦП)на основе программно-целевого метода. В текущем 2008 году из бюджета финансируется около 47 ФЦП.

Преимущества ФЦП - более локальный, более предметный характер, детализированный по исполнителям, ресурсам и источникам финансирования.

Типовая структура ФЦП (РЦП) имеет следующие разделы:

- Анализ программной проблемы и обоснование ее принятия;

- Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее подцелей и задач;

- Мероприятия (содержание) подпрограмм с указанием исполнителей и сроков выполнения;

- Потребности программы в разных ресурсах, источники и способы их получения, включая финансирование;

- Организационные формы разработки и исполнения программы. план-график выполнения работ;

- Оценка эффективности программы и отдельных ее подпрограмм;

- Сводные целевые показатели программы.

Анализ практического применения ФЦП в РФ.

Общее финансирование 47 ФЦП за 2007 г. за счет средств госбюджета составило 523,7 млрд. руб. Главная проблема, в том числе в 2008 г.,- значительное не освоение выделяемых средств по разным причинам, что влечет предусмотренное законом сокращение бюджетного финансирования.

Важно иметь в виду, что значительные средства государство инвестирует из сумм Инвестиционного фонда РФ, когда на конкурсной основе отбираются и финансируются крупные, в основном инфраструктурные, объекты и программы развития регионов (Урал - промышленный, Урал - заполярный, кольцевая дорога и тоннель в СПб., Развитие Забайкалья, Якутии и т.д., - всего до 20 проектов, - в перспективе до 40-50 проектов).

Объемы финансирования в 2006г. - 69,7 млрд. руб.

На 2007-2009 годы планировалось 377,9 млрд.р., фактически в 2008г. выделено около 500 млрд. руб.

Особая (актуальная) форма последних лет – «Нацпроекты» под эгидой администрации президента РФ: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство». Координируются с соответствующими ФЦП.

За 2006-2008 годы на эти нацпроекты израсходовано около 700 млрд. руб. бюджетных средств.

ЛЕКЦИЯ 6. Государственное управление в сфере материального производства, хозяйственных комплексов и отраслей

Наши рекомендации