Информация к размышлению когда неудача приводит к повышению самооценки

В повседневной жизни бывают случаи, когда мы вынуждены действовать в стиле, нехарактерном для нашего образа «Я». Когда вы играете роль человека, заслуживающего осуждения, к каким последствиям для вашей самооценки приводят успех или неудача вашей попытки убедить аудиторию? Ответ должен зависеть от вашей склонности к самомониторингу,утверждают Эдвард Джонс, Кеннет Бреннер и Джон Найт (Edward Jones, Kenneth Brenner, John Knight, 1990). Люди с сильной склонностью к самомониторингу настраиваются на требования, предъявляемые ситуацией. Даже если ситуация требует неприглядного поведения, эти люди получают удовлетворение оттого, что они успешно справились с требованиями роли. С другой стороны, люди со слабой склонностью к самомониторингу очень озабочены тем, чтобы быть самими собой. Если такого индивида попросить сыграть роль человека, которым он не хотел бы быть в жизни, то его самооценка после неудачи будет выше, чем после успеха.

Каждому из 38 старшекурсников мужского пола, которые вызвались участвовать в эксперименте, было сказано, что, после того как он сыграет роль, его истинную личность будут оценивать студенты, присутствующие на семинаре по восприятию личности. Каждый испытуемый оценивал себя по шкале самомониторинга и заполнял анкету самооценки, якобы для того, чтобы оценить его истинную личность. Вслед за этим испытуемому предлагалось решить четыре моральные дилеммы, а его ответы записывались на магнитофон. Ис-пытуемым предлагались, например, следующие дилеммы: «Можно ли воспользоваться в своих целях секретной коммерческой информацией, полученной от друга? Можно ли скрывать поломки, требующие серьезного ремонта, при продаже машины?» Испытуемых просили сыграть роль жадного, стремящегося к собственной выгоде человека с практическим складом ума.

Через неделю испытуемым сообщали, как участники семинара прореагировали на их выступление. Результаты были представлены в виде оценочных листов, якобы заполненных участниками семинара, и в виде короткой магнитофонной записи обсуждения. Для создания экспериментального условия успеха испытуемого описывали как очень амбициозного человека, который, вероятно, добьется успеха в жестоком мире бизнеса. (Например, «Я почувствовал, что этот человек — ловкач. Он сделает все что угодно, чтобы продвигаться вперед...») Для создания экспериментального условия неудачи его описывали как «благодетеля человечества, витающего в облаках», который вряд ли преуспеет в деловом мире. (Например, «Чувствуется, что этот человек не будет вредить людям или идти по головам».) После ознакомления с удачными или неудачными результатами, испытуемые заполняли вторую анкету самооценки.

Результаты эксперимента показали, что, как и ожидали исследователи, успех при исполнении роли не приносит удовлетворения автоматически и не всегда ведет к изменению самооценки в сторону ее повышения. Если содержание роли с нравственных позиций заслуживает порицания, то успешная игра может вызывать смешанные чувства. Относительное значение, которое придавалось успешному или неудачному выступлению в нехарактерной и сомнительной роли, определялось силой склонности человека к самомониторингу.)

информация к размышлению когда неудача приводит к повышению самооценки - student2.ru

Основано на материалах статьи Jones £., Brenner K., Knight]. When failure elevates self-esteem. — Personality and Social Psychology Bulletin, 16(2), 1990. P. 200-209.

Социальные обозреватели в течение десятилетий комментируют и демонстрируют примеры того, как стигматизированные социальные группы и неудачники могут пасть жертвами самоподтверждающихся культурных стереотипов. ...Тем не менее слишком часто именно жертв обвиняют в том, что они попали в затруднительное положение... вместо того чтобы возлагать вину на социальные ожидания, которые ограничивали для них возможности поведенческого выбора.

ЛИТЕРАТУРА

Berscheid E., Walster E. Physical attractiveness// Advances in Experimental Social Psychology/ Ed. L. Berkowitz. Vol.-7. — New York: Academic Press, 1974.

Dion K. K., Berscheid E., Walster E. What is good is beautiful. — Journal of Personality and Social Psychology, 1972, 24, 285-290.

Merton R. K. The self-fulfilling prophecy. — Antioch Review, 1948, 8, 193-210. Scott R. A. The Making of Blind Men. — New York: Russell Sage, 1969.

Snyder M., Tanke E. D., Berscheid E. Social perception and interpersonal behavior: On the self-fulfilling nature of socialstereotypes. — Journal of Personality and Social Psychology, 1977, 35, 656-666.

Наши рекомендации