Оформление курсовой работы. Содержание и структура курсовой работы

Содержание и структура курсовой работы

Оформление курсовой работы....

Защита курсовой работы…..…....………

Критерии оценки курсовой работы

Тематика курсовых работ…..…………

Приложение 1. Титульный лист курсовой работы .....……

Содержание и структура курсовой работы

Содержание и структура курсовой работы выстраиваются в соответствии с логикой научного исследования, которая в самом общем случае выглядит так:

1) выбор темы курсового исследования; 2) обоснование актуальности темы исследования; 3) постановка цели и конкретных задач исследования; 4) определение объекта и предмета исследования; 5) формулирование гипотезы исследования; 6) теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; 7) определение контингента испытуемых, а также выбор методов и конкретных методик исследования; 8) описание процесса исследования; 9) анализ результатов исследования; 10) формулирование выводов.

Содержание курсовой работы должно иметь элементы новизны и отражать современное состояние изучаемой проблемы. В своей работе студент должен показать, насколько глубоко он овладел теоретическими знаниями, умением анализировать, систематизировать и излагать научные знания.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

Введение

2. Основная (содержательная) часть состоит из 2-х глав; главы, как правило, подразделяются на параграфы; в каждой главе должно быть 2-3 параграфа. Объем параграфа — не менее 5-10 страниц. В основной части раскрываются теоретические и практические основы исследования.

3. Заключение(выводы).

4. Список использованной литературы (библиография).

5. Приложение (бланки ответов испытуемых, таблицы, графики и т.д.).

Курсовая работа должна предваряться оглавлением, в котором отражены все основные разделы и параграфы.

Объем курсовой работы: 40 - 50 страниц печатного текста на листах формата А4 (не включая оглавления и списка использованной литературы).

Каждая часть курсовой работы несет свою смысловую нагрузку и служит достижению поставленной научной цели.

1. Введение.Объем введения - 2-5 страниц. Введение включает в себя следующие смысловые разделы:

Актуальность исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза исследования

Методологическая основа исследования

8) Методы исследования

Основная (содержательная) часть.Эта часть состоит, как правило, из 2-3-х глав; главы подразделяются на параграфы; в каждой главе не менее 2-х, но не более 4-х параграфов. Объем параграфа — не менее 5-10 страниц. В основной части раскрываются теоретические и практические основы исследования.

После введения следует первая глава, в которой должен быть представлен теоретический пласт исследования. Здесь важно раскрыть основные концептуальные подходы по исследуемой проблеме, показать различные теоретические уровни развития предмета исследования, разработать категориальный аппарат, который помогает прояснить исследуемые вопросы, систематизировать обширный научный материал и представить его в строго определенной логике. Чтобы была соблюдена логика построения материала, главу следует разбить на параграфы, в каждом из которых будет рассмотрен определенный круг вопросов. Следует особо подчеркнуть, что и сама глава, и каждый параграф должны иметь название, из которого видно конкретное содержание исследуемого аспекта темы.

Вторая главакурсовой работы должна содержать эмпирический материал – то есть практический уровень исследования, иллюстрирующий основные теоретические положения. Сюда могут быть включены анализ данных, полученных с помощью используемых эмпирических методов – тестирования, опроса, эксперимента, наблюдения, и т.д. данные материалов периодической печати и пр. Вторая глава также должна быть разбита на параграфы. И глава, и параграфы должны иметь названия.

Однако курсовая работа может носить и чисто теоретический характер, в этом случае эмпирическая часть может отсутствовать. Тогда во второй главе можно описать новейший зарубежный или отечественный опыт по исследуемой проблеме, показать, как практически применяются те или иные социально-психологические знания, закономерности. В такой работе должна быть особенно видна самостоятельность мысли, суждений, особенно там, где требуется анализ, сопоставление различных теорий, концепций, фактов.

Заключение(выводы) - включает в себя подведение итогов (выводов) с точки зрения выполнения поставленной цели курсовой работы.

Студент может представить систему выводов по каждому разделу в свете решения поставленных цели и задач. На основании проведенного исследования можно сказать о теоретической и практической значимости рассмотренной проблемы (круга проблем), а также привести практические ре­комендации и возможные направления развития темы курсовой работы в дальнейшем. Общий объем Заключения должен составить 3-4 страницы.

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы 40 - 50 страниц печатного или рукописного текста на листах формата А4 (не включая оглавления и списка использованной литературы).

В печатном варианте должны соблюдаться следующие требования к оформлению страницы: размер шрифта – 14; между строками 1,5 интервала; левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ должен быть равен 5 – 6 знакам.

Заголовки сверху и снизу отделяются одним интервалом и печатаются заглавными буквами (возможен курсив или полужирный шрифт).

Каждую из частей, входящих в структуру курсовой работы (введение, главы и заключительная часть), следует начинать с нового листа.

Все страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц курсовой работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. На всех остальных страницах порядковый номер размещается в центре нижнего поля или внизу страницы снаружи. Нумерация страниц курсовой работы выполняется арабскими цифрами.

Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста, в котором о нем упоминается. Наименование чертежа, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.

Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Помимо требований к общему оформлению курсовой работы и ее содержанию, важно отметить, что при проверке работы важную роль играют также такие факторы, как грамотность теста, логичность, последовательность изложения. Кроме того, следует аккуратно и внимательно отнестись к достоверности приводимых цитат (особенно в случае прямого цитирования), а также к точности библиографического описания источников и номеров страниц, на которые есть ссылки в тексте работы.

В случае грубого несоответствия действительности этих данных курсовая работа может быть незачтена.

В случае если курсовая работа не будет зачтена, её необходимо доработать, учитывая все замечания рецензента. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к курсовой работе. Не исключается возможность, в случае необходимости, повторного выполнения всей курсовой работы. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.

При оформлении текста курсовой работы студенты обязательно должны указывать авторов, на подходы которых они опираются в процессе ее написания.

Делая в работе ссылки на литературные и другие источники, не­обходимо соблюдать следующие правила цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Использование любого «чужого» материала в тексте должно оформляться как цитирование. Цитирование бывает «прямым» и «косвенным». Прямая цитата – это высказывание автора, взятое непосредственно из текста. Например:

По мнению Д. Майерса «социальные психологи добились большого успеха в объяснении предрассудков, но не в их смягчении» (Д. Майерс, 2008; 481), где в скобках указана фамилия автора, год издания книги, на которую идет ссылка, а после точки с запятой – страница, с которой взята цитата. Полное библиографическое описание книги – в списке литературы в конце курсовой работы.

Или ту же самую цитату можно оформить с подстрочным описанием источника (внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле), сделав цифровое указание над строкой в конце цитаты: По мнению Д. Майерса «социальные психологи добились большого успеха в объяснении предрассудков, но не в их смягчении».1

___

1Д. Майерс. Социальная психология. СПб., 2008, С. 481.

Если автор курсовой работы не приводит конкретной цитаты, но обращает внимание на то, что та или иная мысль или подход рассматривались в ряде работ, - то это делается следующим образом:

В ряде работ говорится о закономерностях развития малых групп [10; 15; 21].

При этом в квадратных скобках указываются порядковые номера работ, которые обязательно приводятся в списке литературы (в конце курсовой работы).

2. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Но таким цитированием злоупотреблять не следует.

Например: По мнению Д. Майерса, социальные психологи пока не нашли достаточных средств для смягчения предрассудков.[10, с. 481], где в квадратных скобках указан номер источника в списке литературы и страница.

3. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень курсовой работы.

Обращаем особое внимание студентов на то, что при использовании научных подходов, идей, концепций (которые взяты из литературы), - ссылаться на фамилии их авторов следует обязательно. И тем более сопоставление, научный анализ, сравнение различных подходов – является показателем творческого, оригинального подхода автора курсовой работы, его способности к самостоятельному научному анализу, что повышает качество выполняемого им исследования.

В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования.

В курсовой работе может присутствовать раздел Приложений. В приложения выносится дополнительный материал, необходимый для раскрытия темы: графики, схемы, таблицы, опросники, схемы интервью и т.д., а также бланки ответов испытуемых, если проводилось эмпирическое исследование с помощью тестов, опроса и пр. Ссылки на них приводятся в тексте работы – с указанием соответствующего номера приложения.

Список литературы к курсовой работе должен составлять не менее 30 названий. Он формируется по алфавиту и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Примеры:

1. Делез Ж. Что такое философия?: пер. с фр. / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.; СПб.: Ин-т эксперимент. социологии: Алетейя, 1998.

2. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо, 1900-1910: пер. с фр. / Ж.-П.Креспель. - М.: Мол. гвардия, 2000.

3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост.: Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/авт.-сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.

Если работа была опубликована в журнале, то в списке литературы она должна быть оформлена так:

5. Каримова Л.И. Этнокультурные особенности восприятия рекламы//Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С.52-63.

Наши рекомендации