Ответственное поведение и социальный, эмоциональный интеллект
Ответственность имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Она является одним из первичных, фундаментальных принципов человеческой жизнедеятельности и нравственности в частности. Сложный характер ответственности признается всеми исследователями этого явления, поскольку без внешнего проявления в конкретных делах и поступках о наличии ответственности у субъекта говорить невозможно. Ответственность признается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо формировать, воспитывать и развивать.
Ответственность невозможно отнести к отдельному свойству личности, черте, установке, чувству ответственности. Следует говорить об ответственном поведении, отношении личности. Ответственность субъекта - это сознательное отношение к выполнению всех предъявляемых ему обществом норм и требований.
Психологическими детерминантами ответственного поведения являются:
нравственность, поскольку только при условии перехода общественно значимого явления на уровень личностно значимого для субъекта, при сформированности чувства долга, обязанности перед окружающим миром он сможет сделать правильный нравственно обусловленный выбор между ответственным и безответственным поведением;
воля, так как она позволяет сознательно и преднамеренно управлять поведением и деятельностью человека; соответственно, выбор стратегии поведения - ответственного или безответственного - определяется нравственной сущностью волевой регуляции поведения и деятельности человека;
интеллект, поскольку развитые интеллектуальные способности личности делают ее способной к овладению многими видами деятельности,
деятельность, в свою очередь, неразрывно связана с поведением.
Возможности и условия физической культуры:
Способность к волевым проявлениям, и, прежде всего, к максимальным волевым усилиям формируется, в первую очередь, в процессе спортивной деятельности. Все действия в любом виде спорта являются сознательными, произвольными, и в тоже время они связаны с преодолением больших трудностей и препятствий. Уже само мышечное напряжение при сознательном преодолении того или иного препятствия (например, при прыжке в воду) требует произвольного волевого усилия.
Поэтому большое значение в воспитании способности к волевым усилиям приобретают мотивы спортивной деятельности, побуждающие спортсмена к систематической и длительной тренировке, обусловливающей стремление к достижению наивысших результатов в данном виде спорта, к победе в соревнованиях.
Формирование соответствующих психологических детерминант возможно в ходе осуществления процесса социализации и физической социализации на занятиях по физической культуре.
Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания, активной жизненной позиции. Особая роль в социализации индивида отводится умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется. Он становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывая влияние на социализацию других людей.
Если под социализацией понимать процесс становления человека как сознательного гражданина общества, приобретение им определенным знаний, умений и навыков поведения в обществе, то становится очевидным, что проблемы физической социализации тесно связаны с общим процессом социализации индивидуума. Формирование нравственности, воли, интеллекта как важных категорий личности может происходить в разных формах, однако следует отметить социально-значимую форму физической культуры - игру и ее разновидности – подвижную игру, спортивную игру, психотренинг. Это определенное социальное взаимодействие, в ходе которого формируется и развивается сознание личности.
Система аргументации ряда авторов строится на включении игры в процесс духовно-психологического развития, в силу чего игровая деятельность осознается не только с точки зрения ее ценности для физического развития, но и для формирования личностных качеств. В спортивных играх люди сосуществуют вместе, взаимно влияют друг на друга, проявляя при этом не только нравственные, но социальные и когнитивные моменты личностного развития.
Игра имеет исключительное значение для формирующейся личностной структуры и межличностного общения. Признание концепции, согласно которой игра помогает человеку войти в культуру окружающего его общества, влечет за собой и признание значения игры для всего развития личности.
Формирование идентичности посредством игры связано с эмоциональным развитием, которое является дополнительным интегральным аспектом формирования личности. Врастание в культуру через игру обеспечивает личности адаптацию к культурным традициям общества через ее развитие, рост и расширение ее кругозора, что представляет собой феномен физической социализации. Важно отметить, что физическая культура, спорт формируют важную область незаменимого и специфического жизненного опыта и основ мировосприятия.
В частности, развивается как социальный интеллект, так и эмоциональный. Понятие эмоционального интеллекта выросло из понятия социального интеллекта, в силу чего они частично пересекаются. Общим для них является направленность на социальную и личностную сферы человека.
Различия состоят в том, что социальный интеллект связан с познанием социальных явлений и направлен на понимание поведения других людей, а эмоциональный интеллект - с переработкой информации об эмоциональной сфере и направлен как на познание человеком других людей, так и себя самого. Упражнения коммуникативного характера могут быть трех типов:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, то есть способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают человеку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Развитие навыков социальной перцепции позволяет правильно понимать вербальные и невербальные сигналы, исходящие от окружающих. Это позволяет студенту внести адекватные поправки в своё поведение, которые позволяют достигать желаемой цели. Легче добиваться цели, если студенты помогают (поддерживают, содействуют, одобряют) друг друга. В последнем случае речь идет о развитии навыков эмоционального интеллекта.
Существует ряд закономерностей, соблюдение которых позволит тренировать разные личностные качества и стили управления.
- высокий уровень эмоционального интеллекта обусловливает выдвижение на лидерскую позицию в малых группах;
- высокий уровень эмоционального и социального интеллекта связан с эффективностью лидерства в малых группах и в трудовых коллективах;
- социальный интеллект связан с авторитарным стилем лидерства и ориентацией на официальную субординацию в трудовых коллективах.
Очевидно, что развитие навыков социального и эмоционального интеллекта формирует лидерские качества, наличие которых является важной предпосылкой к успешной профессионализации. Эмоциональный интеллект необходим в профессиях, в которых общение играет ведущую роль (менеджер, маркетолог, организатор коммерческой и рекламной деятельности, руководитель, управляющий).
Однако нацеленность на соблюдение официальных правил и установок развивает в человеке авторитарный стиль управления, повышая уровень социального интеллекта. Вместе с тем эмоциональный интеллект (познание человеком других людей и самого себя) связан с деловым стилем лидерства в малых социальных группах и с авторитарно-демократическим стилем и ориентацией на официальную субординацию в трудовых коллективах.
Приемы и средства развития социального интеллекта:
1.Выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;
2. самостоятельное проведение тренировочных занятий в группе;
3. организация физкультурных и спортивных мероприятий по личной инициативе;
4. спортивные игры, эстафеты;
5. единоборства
Поэтому физическая социализация не сводится только к моторным проявлениям, а является процессом, в равной степени охватывающим когнитивные, эмоциональные и мотивационные сферы деятельности человека.
Следует подчеркнуть, что физическая активность - это социально-оздоравливающий метод и средство повышения умственной, мыслительной работоспособности, процессов познания, гармонизации эмоционального состояния, эффективный тренажер качеств, необходимых для любой человеческой деятельности.