Управление командой в процессе соревнований
Управление командой в период ее участия в соревнованиях подразделяется на стратегическое и оперативное.
Стратегическое управление — изучение условий участия в соревнованиях и на этой основе — определение рационального режима подготовки к соревнованиям, уточнение оперативной подготовки команды к очередным матчам.
Тренер знакомится с положением и календарем соревнований, с особенностями мест соревнований.
Обосновав полученные данные, он разрабатывает рациональный режим тренировок и отдыха. Зная календарь соревнований тренер, совместно с врачом составляют суточный режим (отдых, питание, тренировки и др. на соревнованиях) и моделирует его в процессе подготовки к этим соревнованиям. Далее тренер разрабатывает систему подготовки команды к предстоящим соревнованиям. Он намечает мероприятия по изучению основных соперников, уточняет значение очередных матчей в соревнованиях. На основании разработанной системы подготовки к соревнованиям тренер вносит необходимые коррективы в систему оперативного управления.
При подготовке к соревнованиям тренер проверяет стартовый состав команды, систему замен, эффективность отдельных комбинаций, поведение игроков и т.д.
Искусство стратегического и оперативного управления командой зависит от опыта, интуиции, образованности тренера.
Оперативное управление — подготовка команды к предстоящей встрече, руководство ею в ходе данной встречи и подведение итогов.
В процессе подготовки команды к предстоящей встрече изучают будущего соперника, составляют план игры, проводят инструктивное собрание команды и «проигрывают» план игры.
Для изучения противника желательно просмотреть его игры всей командой. Каждому игроку дается задание по определению сильных и слабых сторон игры противника (каждого игрока), наиболее эффективных комбинаций в нападении, по организации защитных действий. Анализируется расстановка игроков, против которой придется играть в предстоящей встрече.
Далее тренер составляет тактический план игры. Определяются сильные и слабые стороны соперника и сопоставляются с реальными возможностями своей команды. Уточняются игровые действия в защите и нападении в определенных расстановках, определяется стартовый состав. Этот план сообщается игрокам команды на собрании команды.
Примерная тематика сообщения команде: значимость встречи, характеристика соперника и отдельных игроков, главная тактическая задача на встречу (характер действий в защите и нападении команды), частные задачи и характер действий каждого игрока, волевые установки.
Перед началом встречи тренер напоминает игрокам основные установки на игру, в том числе и волевые.
Руководство в ходе игры: контроль за разминкой, предстартовое указание и ведение игры.
Оперативное управление во время игры состоит из замен игроков, перерывов.
Замены целесообразно делать в таких случаях: для усиления нападения и защиты; устранения уставшего и неуверенного игрока, не справляющегося со своими функциями; если необходимо увеличить темп игры или усилить действия в защите; вместо использованных перерывов; чтобы сбить наступательный порыв противника.
Перед заменой заранее предупредить запасных игроков. При счетах 20 : 20, 21 : 21 и т.д. вводить в игру только волевого игрока. Если команда играет четко и проиграла в борьбе партию, замены не следует делать, чтобы дать возможность игроками поверить в свои силы. Если дублер играет удачно, обратную замену делать нецелесообразно.
Очень важно умело использовать 30-секундные перерывы. Тренер во время остановок игры может дать указания, которые помогут изменить ход поединка. Перерывами целесообразно пользоваться при растерянности игроков и потере инициативы, для отдыха команды, чтобы сбить темп игры соперника, дать указание на ведение игры в нужном для команды плане и указать на ошибки. Указания тренера в перерывах должно быть конкретными, ясными, лаконичными. Делать замечания необходимо спокойным, уверенным голосом.
Перед решающей партией отдых используется для указаний на завершающую партию (по организации игры) и волевые установки. Тренер всю информацию доводит до игроков спокойно, без эмоционального всплеска.
После игры, в случае выигрыша, поздравить игроков, а в случае проигрыша подбодрить команду. Обсуждение игры исключается.
Разбор игры целесообразно проводить на следующий день. В разборе игры рассматриваются:
— отношение игроков к игре (дисциплина, ответственность, целеустремленность);
— выполнение тактических задач в целом в защите и нападении;
— анализируется выполнение индивидуальных заданий;
— анализируются технические показатели каждого игрока и сопоставляются с плановыми заданиями.
Разбор игры заканчивается общими выводами по прошедшей игре. В разборе желательно выступление всех игроков.