Управление футбольной командой.

УПРАВЛЕНИЕ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДОЙ.

Введение

Главный критерий эффективности тренерской работы – победы его команды. Это то главное, ради чего его приглашают в команду и ради чего игроки объединяются вместе под его руководством. Трудно переоценить значение побед для спортсменов – это их воздух, без которого они не могут полноценно жить. То же можно сказать и о тех тренерах, которые сумели своим совместным со спортсменами трудом проложить дорогу к успеху. Далеко не каждого специалиста, работающего в футболе можно называть тренером – победителем. Даже среди тренеров, работающих с командами топ-класса их единицы. Несомненно, что успех тренера зависит от многих и многих составляющих. И каждый из специалистов на пути к успеху сталкивается с огромным количеством трудностей и препятствий. Только одним наставникам удаётся преодолеть их несмотря ни на что, а другие терпят неудачу. Ни у кого нет универсального гарантированного рецепта достижения побед. Наша задача попытаться проанализировать, какими личностными качествами должен обладать тренер- победитель. Какими знаниями и профессиональными навыками ему для этого следует овладеть. Как строить свои отношения с подопечными и коллегами. Мы хотим пригласить начинающих тренеров попытаться найти свой путь к успеху. И желаем им пройти его до конца.

Управление командой.

Управление футбольной командой можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Стратегическое управление – это руководство командой в течение всего процесса подготовки к соревновательному сезону и участия команды в соревнованиях. Оно предполагает формирование состава команды, планирование подготовки своей команды, определение вариантов и коррекцию тактики игры команды, анализ особенностей тактики игры соперников.

Оперативное управление предусматривает организацию и руководство подготовкой команды к предстоящей игре и непосредственно ведение игры. Управление футбольной командой – это не только функция главного тренера, но и его помощников. Успешному руководству способствуют также лидеры команды, которые являются проводниками тренерской концепции.

Задача тренерского состава постоянно анализировать и прогнозировать ситуацию в команде. Сохранять баланс между группами молодых игроков, футболистов среднего звена и ветеранами, взаимоотношения формальных и неформальных лидеров, их статус в команде. Оптимальное соотношение ведущих игроков и ведомых необходимое условие для формирования боеспособного коллектива.

Противоречивость в работе футбольного тренера. У тебя двадцать футболистов и ты должен сделать из них команду, где каждый из них подчиняет себя общему делу, общей цели. Каждый из них в чём-то себя приспосабливает, ограничивает, перестраивает, чтобы соответствовать общекомандным требованиям, соблюдать игровую дисциплину и выполнять определённые обязанности в тактических построениях команды. И в то же время, если футболист не имеет своей индивидуальности, не развивает, не взращивает и не бережёт её в себе, или ему это не позволено тренером, то будет ли ему что привнести в командную игру? Чтобы игра команды улучшалась, становилась эффективнее и обеспечивала победный результат? Вот этот конфликт между «я» и «мы», всегда присутствующий в тренерской работе, наверное, является одним из наиболее драматичных.

Чем выше уровень команды (клуба), в которой работает тренер, тем чаще ему приходится иметь дело с талантливыми спортсменами, имеющими, как правило, высокий уровень притязаний. И в этом случае лидерские возможности руководителя команды приобретают всё большее значение для успешной совместной работы. Если рассматривать команду (клуб), как организацию, то в любой организации для того, чтобы добиться поставленных целей предполагается эффективное соединение ресурсов –персонала, финансов и технических возможностей. Поэтому руководитель коллектива должен уметь: планировать, организовывать, контролировать и мотивировать.

Ш.ТАРПИЩЕВ (об отношениях в команде): «Задача клуба всё время прогнозировать ситуацию в команде. В команде есть перспективная молодёжь. Но что дальше? Ведь через некоторое время неизбежно начнётся следующий этап, когда молодые будут матереть. Со временем меняются психология игроков, их амбиции, статус лидеров. Следующий этап, когда отношения тренеров с молодёжью придётся строить по-новому, будет намного более сложным. В звёздной команде – звёздные отношения. Как правило, два лидера ещё не могут рассыпать одну команду, а три – могут. При этом особенно важно наличие совместимости между людьми, окружающими команду. Потому, что, когда ярким личностям подпевает окружение, разрешить конфликт между группировками становится практически невозможно. Фактически это закон жанра. Допустим, пять человек твёрдо знают, что они попадают в состав. Из них по статистике двое или трое обязательно будут подвержены звёздной болезни. Об этом говорят психологические характеристики спортсменов. Но подобные моменты надо предвидеть заранее, заниматься профилактикой пожара, а не тушить его, когда он начнётся».

Д.Адаир: «Функции руководства – определение направления, планирование, управление, установка и сохранение стандартов обязательны, чтобы удовлетворить три круга потребностей. (Задача, Команда, Индивидуум) 70.

1. Лидерство

- управление и лидерство.

Исторические и национальные традиции

Существуют в разных странах свои особенности управления группами людей, объединёнными единой целью. Эти различия обусловлены культурными традициями сложившимися в том или ином регионе в течение достаточно длительного исторического периода времени.

Тем не менее, за последние сто лет сложилась современная концепция лидерства на базе опыта руководства людьми в процессе двух мировых войн и мощного экономического развития стран потребовавшего от руководителей всех уровней поиска новых подходов к организации более эффективного труда своих сотрудников.

Существенную роль в разработке универсальной теории лидерства и управления коллективом играет и опыт, который накопили тренеры в различных видах спорта опять же преломляемый сквозь призму культурных и этических национальных традиций. Например, согласно европейской традиции руководитель – это лидер-джентельмен.

Корейский опыт лидерства. В юго-восточной части Азии распространено беспрекословное подчинение воле лидера. Наши футболисты, игравшие в профессиональных клубах Кореи, рассказывают, что, например, там в порядке вещей, когда тренер применяет рукоприкладство по отношению к своим подопечным.

Шведский опыт лидерства. Отличается коллективизмом, делегированием части полномочий своим подчинённым.

Российский опыт лидерства

В российском спорте традиции лидерства формировались под влиянием политических и социальных процессов, происходивших в обществе в 20 веке.

А именно, - отсутствие у граждан свободы выражения мыслей, отличающихся от навязываемых официальной идеологией, преследование инакомыслия, демократический централизм и т.д. В этих условиях институт лидерства в стране развивался в искажённом, не в совершенном виде, где формальные лидеры коллективов не имели своего собственного «я», а не формальные не имели возможности проявлять свои лидерские качества.

Американский опыт лидерства в спорте характеризуется такой формой взаимоотношений с подчинёнными, как коучинг.

Рассматривая проблему лидерства применительно к футболу, а конкретнее профессиональному футбольному клубу прежде всего следует говорить не о спонтанных проявлениях лидерских качеств тем или иным членом команды, а о определённой системе выстраивания взаимоотношений лидеров и ведомых в коллективе с целью достижения значимых результатов. То есть речь надо вести о так называемом прочном лидерстве, которое, по мнению Макул Пендиа и Робби Шелл: «…является результатом наличия или культивирования у личности набора определённых качеств, которые обеспечивают уникальную корпоративную культуру с очень сильной иммунной системой». Они предлагают рассматривать следующие атрибуты прочного лидерства:

1. Создание прочной корпоративной культуры.

2. Правдивость.

3. Видеть «невидимое», т.е. определять потенциально выигрышные или слабые тенденции задолго до того, как их заметят конкуренты или клиенты.

4. Создание и управление брендом своей организации, который в некоторых случаях может носить их собственное имя.

5. Быстрая обучаемость.

6. Управление риском.

Естественно деятельность футбольных лидеров имеет свои специфические особенности, которых нет в экономическом или коммерческом бизнесе. Это взаимоотношения с болельщиками, поведение в ситуациях особой соревновательности, публичность, пристальное внимание СМИ, взаимоотношения со «звездами» и т.д. Но, в то же время, следует помнить, что профессиональная команда является носителем клубного бренда, носителем корпоративной культуры или, если хотите, клубной философии. «Ты никогда не останешься один», написано на эмблеме клуба «Ливерпуль». И когда десятки тысяч голосов болельщиков на трибунах в едином порыве поют этот гимн клуба, нельзя не относиться очень серьёзно к такому понятию, как «философия клуба». Подобные проявления корпоративной культуры являются не просто «брендом», не просто отношениями, - это образ жизни многих людей. Великие клубы оттого и великие, что люди, работающие в них, стремятся сохранять и развивать свою корпоративную клубную культуру. Известный пример, когда «Манчестер Юнайтед» вышел в финал Лиги чемпионов, руководство клуба пригласило на матч всех бывших игроков этой команды, выступавших в ней в разные годы, независимо от количества игр проведённых за клуб! И вновь: «Ты никогда не останешься один»…Такую философию могут формировать и развивать только люди с высоким уровнем развития лидерских качеств. Истинные лидеры.

По мнению американского исследователя У.Джорджа такие люди характеризуются пятью измерениями:

Во-первых, они преданы цели.

Во-вторых, истинность требует от лидеров руководствоваться в жизни своими ценностями, а не только говорить о них.

В - третьих, прислушиваться к сердцу. Слишком много лидеров думают, что могут руководить, полагаясь исключительно на свой ум.

В-четвёртых, истинное лидерство устанавливает прочные отношения – не только случайные, поверхностные, а прочные и длительные связи.

Пятое измерение – самодисциплина.

Можно добавить, что эти люди далеко не всегда обладают харизмой, но у таких людей непременно есть сильный характер.

(Дж. Биркиншоу и др) «Филипп Слейтер: «…лидерство является ремеслом в той же мере, в какой и наукой. Как врачу, лидеру нужно следовать постулату «познай себя», чтобы контролировать некоторые разрушительные последствия, которые он может непреднамеренно вызвать».

(Дж. Биркиншоу и др) Дэвид Уильямс: «Поистине вдохновляющее лидерство рождается изнутри, при помощи проникновения в суть того, кто мы такие, и соединения этого понимания с навыками и знаниями». 61

МАКУЛ ПЕНДИА и РОББИ ШЕЛЛ «УРОКИ ЛИДЕРОВ»:

Прочное лидерство является результатом наличия или культивирования у личности набора определённых качеств, которые обеспечивают уникальную корпоративную культуру « с очень сильной иммунной системой».

Атрибуты прочного лидерства:

1. Создание прочной корпоративной культуры.

2. Правдивость.

3. Видеть невидимое», т.е. определять потенциально выигрышные или слабые тенденции задолго до того, как их заметят конкуренты или клиенты.

4. Создание и управление брендом своей организации, который в некоторых случаях может носить их собственное имя.

5. Быстрая обучаемость.

6. Управление риском.

Для продолжительного лидерства недостаточно одного отдельно взятого атрибута. Лидер с наличием единственного атрибута может достигнуть кратковременного успеха, но этот успех будет неустойчивым, разве что существуют другие качества, поддерживающие начальный импульс.

По Уильяму Джорджу, у истинных лидеров есть характер, а не харизма. Они дышат и живут в пяти измерениях, делающих лидерство истинным.

Во-первых, они преданы цели.

Во-вторых, истинность требует от лидеров руководствоваться в жизни своими ценностями, а не только говорить о них.

В - третьих, прислушиваться к сердцу. Слишком много лидеров думают, что могут руководить, полагаясь исключительно на свой ум.

В-четвёртых, истинное лидерство устанавливает прочные отношения – не только случайные, поверхностные, а прочные и длительные связи.

Пятое измерение – самодисциплина.

- качества лидера можно развить

«Лидерами не рождаются, ими становятся».

(Дж. Биркиншоу)

Что же такое лидерство? Это божественный дар или результат упорного саморазвития личности. Наверное, и то и другое, и ещё, третье, четвёртое и т.д. Как всегда в любой значимой особенности личности имеется много компонентов составляющих эту особенность. Но невозможно представить лидера без врождённого мощного волевого начала. Л.Гумилёв приводит такую характеристику, которая была в ходу в орде Чингис- хана по отношению к их военоначальникам: «Люди длинной воли».

Но кроме воли есть ещё много сторон личности, которые человек способен в себе развивать и в результате такого развития воспитать в себе лидера.Американский исследователь феномена лидерства Д.Адаир считает, что: «Люди начинают обучаться лидерству, когда у них возникает необходимость собрать воедино опыт и практику, с одной стороны, и принципы и теорию – с другой. Лидерству можно научиться, главным образом реализуя его на практике, ничто не может заменить необходимый период экспериментов, проб и ошибок, успехов и неудач, сопровождающихся раздумьями и чтением».

Одним из признаков эффективного лидерства можно считать способность руководителя привлекать к себе последователей и сторонников.

Лорд Слим: «Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись». 28

Д.Адаир: «Люди начинают обучаться лидерству, когда у них возникает необходимость собрать воедино опыт и практику, с одной стороны, и принципы и теорию – с другой».

«Лидерству можно научиться, главным образом реализуя его на практике, ничто не может заменить необходимый период экспериментов, проб и ошибок, успехов и неудач, сопровождающихся раздумьями и чтением».

Бэтти Б. Янгс:

«Все они (руководители) должны уметь делать четыре главные вещи, с помощью которых можно управлять любой организацией или человеком: планировать, организовывать, контролировать и побуждать. Самой необходимой и сложной является мотивация; она взаимосвязана с остальными качествами. Планирование – это постановка целей и создание планов, по которым будет видно, как этих целей можно добиться. Организация – это эффективное совмещение ресурсов – людей, капитала и оборудования – для того, чтобы добиться поставленных целей. Контроль – это оценка результатов и регулирование действий, которые привели к последствиям, отличающимся от ожидаемых».

- Правда лежит в основе настоящего лидерства.

Современное лидерство – это организация труда коллектива с весьма жёсткими требованиями к качественным параметрам деятельности. Осознанное и позитивное отношение подчинённых к выполняемым заданиям и действиям является обязательным условием успешности совместной работы. Ещё в большей степени это относится к взаимоотношениям тренера и спортсмена. Подвижнического отношения подопечных к своей подготовке вряд ли можно добиться без проявления тренером уважения и доверия к своим ученикам.

По мнению бизнесмена Джеймса Берка: «В моей жизни слово «доверие» стало самым действенным словом. Слово «доверие» олицетворяет собой практически всё, к чему можно стремиться и что поможет вам достичь успеха. Вы не найдёте ни одного вида человеческих взаимоотношений, которые могут существовать без доверия, будь то брак, дружба или общественные взаимоотношения; в долгосрочной перспективе то же можно сказать о бизнесе, особенно о тех его видах, которые связаны с взаимодействием с общественностью».

Причем, спортсмены, как правило, не могут не реагировать адекватно на проявляемые тренером по отношению к ним уважение и доверие. Мы не случайно употребляем вместе два этих понятия, так как считаем, что без уважения к личности спортсмена не может быть доверия и наоборот. Но начинать следует сразу с проявления тренером уважения к своим подопечным, а взаимное доверие формируется уже в процессе работы.

Джеймс Берк(«Джонсон и Джонсон»): «Ничего нельзя сделать без доверия. Я понял, что, доверяя людям до тех пор, пока они не покажут себя недостойными этого доверия, можно сделать многое». «В моей жизни слово «доверие» стала самым действенным словом. Слово «доверие» олицетворяет собой практически всё, к чему можно стремиться и что поможет вам достичь успеха. Вы не найдёте ни одного вида человеческих взаимоотношений, которые могут существовать без доверия, будь то брак, дружба или общественные взаимоотношения; в долгосрочной перспективе то же можно сказать о бизнесе, особенно о тех его видах, которые связаны с взаимодействием с общественностью».

«Очень важно быть надёжным человеком».

Дж.Адаир: «Чем правдивее вы будете рассказывать о ситуации, тем больше людей будут вам доверять и поддерживать вас. («Птица несёт крылья, а крылья несут птицу») Правда – лучший связной».

- Тренер – лидер

Высокая репутация, авторитет, уважение:

«Профессия тренера отнюдь не общедоступная. И не каждому человеку по- плечу».

(А.Воробьёв)

Никакой высокоэффективный труд в спорте невозможен без высокого авторитета тренера в глазах его подопечных. Очень важно, чтобы спортсмены осознавали, что ими руководит профессионал высокого класса.

Тренер должен быть носителем определённой концепции, командной культуры, новых прогрессивных идей. Он представляет всю систему подготовки и построения игровых действий. Он знает куда ведёт. И игроки чувствуют, что они, двигаясь вместе с ним, прогрессируют.

И в тоже время тренеру следует бережно относится к тому, что было достигнуто спортсменами в результате работы под руководством предыдущего тренера. Спортсмены с ещё большим уважением начинают относиться к тренеру, если видят, что он не стремится участвовать во всевозможных кулуарных и организационных дрязгах, и у него одна понятная всем цель – достижение с командой максимально высокого результата. При этом, далеко не все решения тренера могут нравиться его подопечным, но тренер чемпионов мира итальянец Марчелло Липпи убеждён, что: «Тренер не должен всем нравиться. Главное – чтобы футболисты чувствовали, что ими управляет настоящий лидер».

Технический директор УЕФА на одной из европейских конференций предложил «компас», которым может руководствоваться тренер в своей работе:

управление футбольной командой. - student2.ru

А.Гомельский: «В нашем деле нужно быть одержимым. И научиться терпеть! И тогда к тебе обязательно придёт нелёгкое тренерское счастье!».

А.Венгер:«Уважение игроков на чём-то должно быть основываться. Они должны понимать, если хотите – чувствовать, что тренер даёт им какие –то игровые идеи, что у него есть собственная концепция игры, что он способен выстроить всю схемы от обороны, до нападения».

Джулиан Биркиншоу и Стюарт Крейнер «КОМАНДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2005

«Лидер должен заявить о себе с самого начала». 27

«Настоящие лидеры изо всех сил стараются избежать грязи организационной политики. Их единственная программа – успех».28

М.Липпи: «Надо прививать команде свою культуру, при этом, не аннулируя лучших качеств, своих подопечных. Тренер не должен всем нравиться. Главное – чтобы футболисты чувствовали, что ими управляет настоящий лидер».

«Я давно уже не верю, что тренер должен быть для футболистов родным отцом или братом. Скорее ему следует взять на себя роль гида, сильного и уверенного в себе. Когда он видит, что игроку требуется побыть одному, то он оставляет его в покое. Если надо сделать внушение, то он его делает. Он ничего не боится и уважительно относится к каждому. Конечно, тренер, постоянно подпихивающий в спину своих игроков и превозносящий их способности при каждом удобном случае, может стать не плохим специалистом. Но это, в конце концов, надоедает, и футболисты начинают мечтать о специалисте, который будет более корректным по отношению к ним».

СВЕТИСЛАВ ПЕШИЧ (тренер по баскетболу): «…тренер, конечно, очень важен, но его задача сводится к тому, чтобы помогать игрокам. Мы можем указать путь, определить методику подготовки, помочь психологически, поддержать баскетболиста. Но тренер не может главного – выйти на площадку. Без хороших игроков даже самый лучший тренер – никто. Так что мой метод прост - помогать игрокам побеждать».

СТАНИСЛАВ ЧЕРЧЕСОВ: «Если ты хочешь кого-то чему-то научить – ты отдаёшь энергию».

Д.Адаир: «Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них». 136

Д.Блатт: «Умение делать тренировки увлекательными, а атмосферу располагающей становится теперь ключевым. Игрокам должно быть комфортно и интересно – только тогда от них можно будет чего-то добиться. А ещё они должны чувствовать, что прогрессируют».

Дж. Биркиншоу и др.: «Хороших лидеров судят по их способности привлекать последователей и по их достижениям. Лидерами не рождаются, ими становятся. Есть много разных стилей лидерства и у каждого своё место».

А.Гомельский: «Если тренер сам не психолог, никакой постоянный помощник по психологии большой пользы ему не принесёт».

«Сила тренера не только в показе, но и в умении убедительно объяснить, как, зачем и почему следует выполнять тот или иной приём именно так, а не по-другому».

Луис Герстнер-Младший: «И это является моим посланием молодым менеджерам, стремящимися стать руководителями. Вы обнаружите свою всё возрастающую зависимость от других, и к тому времени, когда вы достигнете вершины организации, ваш успех будет зависеть от вашей способности выбирать, стимулировать и вдохновлять работающую под вашим руководством команду. От этого будет зависеть 90% вашего успеха».

А.Воробьёв: «Профессия тренера отнюдь не общедоступная. И не каждому человеку по-плечу».

- интуиция

Интуиция и предвидение – необходимые условия для успеха, как полководца, так и тренера. По мнению исследователей: «Все великие люди одарены интуицией. То, что им нужно знать, они знают, не размышляя и не анализируя». Вместе с тем, несомненно, что проявления интуиции базируется на профессиональном опыте, предварительных умозаключениях и анализе. Как утверждал Наполеон: «Участь сражений решается одною минутой, одною мыслью – нравственною искрою».

Акимов, Клименко: «Только на уровне интуиции человек становится таким, каким он был задуман; только на уровне интуиции он готов играть предназначенную ему роль».

Дж.Адаир: Цит.Алексис Карел: «Интуиция очень тесно смыкается с ясновидением. Она, по-видимому, представляет собой сверхчувственное восприятие реальности. Все великие люди одарены интуицией. То, что им нужно знать, они знают, не размышляя и не анализируя».98

Дж.Адаир: «Интуиция – способность моментально предчувствовать, как сложится ситуация без вмешательства разума. Однако интуиция основана на жизненном опыте и предварительных рассуждениях».100

- тренер совершенствующийся

«Чтобы стать настоящим тренером, нужно учиться всю жизнь, причём, очень хотеть учиться!».

(А.Гомельский)

Интеллектуальный труд тренера далеко не всегда пропорционален количеству побед, которые одерживают команды под его руководством. Но это обязательное условие его профессионального роста. Причём получение необходимой информации может идти многими путями. Общение между тренерами, анализ собственной практической работы и работы коллег, изучение опыта работы тренеров в других видах спорта, знакомство с новейшими научными разработками и т.д.

Профессиональному развитию тренера несомненно способствует спортивная конкуренция – это та приправа в жизни тренера, которая не даёт ему возможности почивать на лаврах и не совершенствовать в профессиональном плане самого себя.

Ещё одной сложностью являются стереотипы в методах и средствах, которые применяет тренер в своей работе. Стремление повторно стереотипно пройти путь подготовки команды ещё раз, как правило, заканчивается неудачей. Надо помнить, что не бывает одинаковых путей к победе. Каждый раз тренер должен прокладывать новую дорогу к победе. Ведь меняется уровень подготовки футболистов, их мотивация, состав команды, уровень конкуренции со стороны других команд, степень осведомлённости соперника о специфике игровых действий и т.д.

(Общение) В.Быков: «Научиться многому можно у любого тренера. Но для этого с ним нужно общаться».

(Конкуренция) «Процесс развития во многом зависит от конкуренции. А конкурента необходимо хорошо изучать. Если ты топчешься а месте, конкурент тебя изучит и уйдёт вперёд. Пока мы смеялись над тем, что они за нами чуть ли не в туалет ходят, смотрят, что мы едим, и делают снимки на тренировках – эти люди просто нас изучали».

(Общение)Г.Хиддинк: «Общение и обмен опытом с коллегами из других видов спорта для футбольного тренера действительно полезно».

(Критический взгляд) Ю.КЛЕЩЁВ : «В целом тренеру нужен большой опыт и знания и как руководителю команды, и как её тренеру. Ему необходимо длительное время, чтобы достигнуть высокого уровня мастерства в управлении и в подготовке его команды. Критическое отношение к своей собственной работе и способность учиться из всех возможных источников – таков путь для совершенствования тренера».

Уильям Джордж: «Наибольшей опасностью для руководителей является то, что они, продолжая помнить о своих успехах, пытаются их повторить. Но точно их повторить нельзя, поскольку условия не остаются прежними».

Тэд Тэрнер: «Я не узкий специалист, а человек, который мыслит глобально. Если бы я тратил время на то, чтобы стать экспертом только в технологии, или финансах, или в бизнесе, мне бы никогда не удалось увидеть всю картину целиком. Поскольку я узнавал понемногу о множестве различных вещей, мог соединить точки».

А.Гомельский: «Чтобы стать настоящим тренером, нужно учиться всю жизнь, причём, очень хотеть учиться!».

N. D. DEMAJO: “ THE GAME FOR THINKERS”

“ИГРА ДЛЯ МЫСЛЯЩИХ”

Мышлению можно научиться…

У тренера может быть любой стиль руководства, в том числе и диктаторский, но он должен и улыбаться и шутить и поддерживать своих подопечных. Наставнику надо уметь выражать позитивные эмоции, эмоционально тратиться

Эмоциональный интеллект- способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.

Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими. Мыслям, не базирующимся на эмоциональной основе, очень сложно придавать четкое направление. Эмоциональный менеджмент – управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения её эффективности.

В.И.Вернадский: «Разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие». (Др.Русь и вел степь» 254)

Дэниэл Гоулмен: « Эмоциональный интеллект – это ключевой компонент эффективного лидерства. Пять компонентов эмоционального интеллекта: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и умение общаться».

Г.Мондзолевский (волейбол): «Главная проблема «Динамо» - психологическая. Очень часто его лидерам не хватает эмоций, жажды борьбы, которые отличали, допустим, ЦСКА моего времени. Мы выходили на площадку играть, а нынешние динамовские звёзды идут на неё, как на работу». «С-Э» 28.03.2007 г.

Ф.Трусье: «Выдающиеся тренеры наших дней, Капелло, Ван Гаал, Купер, Липпи – диктаторы. Но когда нужно и улыбаются и шутят. Будь диктатором, но улыбайся, заряжай

игроков позитивной энергией».

Дж.Адаир: «Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них».

«Мудрый руководитель всегда воспользуется возможностью лично пообщаться с ключевыми группами сотрудников, чтобы передать им свою энергетику. Он всегда даст почувствовать их важность не только представителям нижестоящего управленческого уровня, но и самому мелкому служащему».

Верищагин: «Мысли не имеющие эмоционального подтекста, практически невозможно точно направить. Наши эмоции, активированные значимостью цели, являются осью, стержнем, удерживающим всю конструкцию мысли».

«Сознание всегда движется от отрицательных эмоций к положительным».

«Самая благая мысль, самая гениальная идея обречена на то, чтобы умереть не осуществившись, если она не попадает в эмоциональное поле. Люди не стали бы ничего делать, не стали бы заниматься наукой, производством, искусством, если бы их не влёк вперёд эмоциональный вектор от станции «плохо» к станции «хорошо».

«Эмоция – это предпосылка начала следующего действия. Все техники и методы бессмысленны, если к ним не прилагается необходимый эмоциональный контекст».

«Одухотворённое тело – одухотворённое сознание».

«У обычного человека в сознании преобладает логика. Функция логического ума – расщеплять и анализировать. Человек ощущает себя счастливым только в процессе соединения и синтеза. Любой анализ имеет смысл лишь как ступень к последующему синтезу, а не как самоцель».

-вера

Больше доверия – больше спрос.

Ю.Клещёв: «Управляемость команды основана на вере игроков в действия тренера понятные каждому игроку. Тогда даже при поражении команды они не вызовут сомнений и отрицательной реакции нив ходе игры, ни после неё». 57

А.БУБНОВ: «Вера в руководителя, его удачливость – весьма действенный психологический фактор». «ССФ» №33 2006 г.

В.Алексеев: «Каким бы недоступным ни казался рекорд, который вы собираетесь побить, нужно верить в возможность этого. Тогда вы постоянно будете искать новые пути, новые методы».

- наставление

А.Коглер:

«Наставление считается самым эффективным способом передачи мысли».

Донесение идеи или мысли другому человеку происходит обычно в процессе диалога. Другим путём передачи мысли является наставление. Наша задача состоит в том, чтобы донести мысль наиболее действенным образом. Вы можете сделать диалог более эффективным. Если будете строить короткие предложения и использовать не более трёх предложений. Помните, что внимание вашего партнёра имеет свой предел. Как правило, он уделяет внимание вашим первым предложениям, после чего начинает задумываться над ответом. Разговор, построенный из коротких предложений, не более двух-трёх за один раз, обеспечивает быстрое и адекватное восприятие друг друга».

«Когда мы переходим в изменённое состояние сознания, активность мозга уменьшается, область фокусировки внимания становится более узкой, и мы с большей лёгкостью обращаем внимание на наставления и легче их воспринимаем».

Д-р Михаэль Бен-Менахем предлагает использовать положительные события в прошлом как основу для создания наставлений. Это особенно может помочь людям с заниженной самооценкой. Такой метод использует прошлые положительные события для создания наставления, для усиления уверенности в себе и самоуважения».

А.БУБНОВ: «Если наставник для футболиста безоговорочный авторитет, то установка на матч имеет эффект зомбирования».

«Вера в руководителя, его удачливость – весьма действенный психологический фактор». «ССФ» №33 2006 г.

Дж.Биркиншоу и др: «Эрикссон налаживает связи с людьми. Ему не нужно произносить пылких речей. Всего несколько слов. Одна минута. Личные отношения с человеком лучше долгих речей, которые никто не слушает».

Акимов, Клименко: Мысль – конечна, предметна и неотделима от своего источника. Она конкретна в отличие от пред-мысли, которая расплывчата, многозначна, послушно принимает удобные слушателю формы. Тем и привлекательна для слушателя пред-мысль, что для него она является катализатором направления собственного мыслительного процесса. Потому и нравится человек на уровне чувств, что чужую пред-мысль легко и приятно додумать. До чего? До собственной пред-мысли. Если вы хотите найти с другим человеком взаимопонимание – переходите на язык пред-мыслей.

Сунь-Цзы: «Если слова команды не ясны, если подчинённые не могут полностью понять их, виноват генерал».

Э.Мессина: «Моя тренерская философия основана на том, что тренер не должен говорить

очень много. Наставнику необходимо воодушевлять игроков собственным примером».

-традиции клуба.

ИГОРЬ ГОРБАЧЁВ: «Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня».

По Честеру Бернарду: Ценность в отношениях между людьми и в «стенах» организации, в которой они работают, создаётся со временем. Когда люди работают вместе, они начинают осознавать слабые и сильные стороны друг друга, понимают коллег с полуслова и знают, что их стимулирует, а что расстраивает.155

«В Ливерпуле царила культура «раздевалки» - тренеров-старожилов, работающих с Бобом Пейсли и устанавливавших стандарты клуба. В "Ипсвиче» господствовала культура маленького клуба, борющегося за успех, но имеющего при этом чёткое представление о том, как нужно играть. Что интересно, впоследствии оба клуба потеряли направление. «Ливерпуль» забыл ценности boot room (раздевалка), а из «Ипсвича» выветрились преданность клубу и щегольство в игре. Как только были назначены тренерами люди, уважающие традиции клуба, - Жерар Улье в «Ливерпуле» и Джордж Берли в «Ипсвиче» - клубы ожили и вернули утраченное».156

«Работа Эрикссона сводится к двум вещам: отбору подходящих игроков и созданию духа или культуры, которая позволила бы этим игрокам показать всё, на что они способны как члены команды». 156

1. Селекция. Комплектование команды. Подбор персонала.

- подбор игроков

А.Венгер: «Без должной мотивации и ума, практического ума, игровой интеллигентности, сегодня не возможно сделать большую карьеру. Игру великих команд определяют великие умы».

А.Биба (о В.Д.Соловьёве): «Он всегда заботился о том, чтобы его подопечные были людьми грамотными, гармонично развитыми. Был уверен: без интеллекта на футбольном поле ничего не добьёшься». «С-Э» 02.11.2007 г.

К.Бесков: «В первую очередь меня волнует понимание игры, если можно так сказать, глубина чувства к футболу. Важна голова, а не габариты, природная быстрота и техника могут с лихвой компенсировать отсутствие атлетических качеств. А вот отсутствие человеческих качеств компенсировать сложно. Для успеха нужны характер, привычка к самодисциплине, фанатичное стремление к цели. Только тогда мы вмес

Наши рекомендации