Управление командой в процессе соревнований

Одним из наиболее важных и вместе с тем сложных звеньев процесса управления является управление соревновательной деятельностью спортсменов. Только в соревновании может быть достигнут планируемый результат — итог всей напряженной подготовки. Однако одной подготовки недостаточно, нужна способность проявить свои возможности в трудных условиях состязания. Она появляется как результат правильного управления тренером действиями спортсменов. Особенно велика роль управления в командных видах спорта.

Руководство в процессе соревнований может быть долговременным (стратегическим) и текущим (оперативным).

Долговременное управление направлено на подготовку спортсменов или команды к участию в цикле соревнований и обеспечение успеха выступлений на протяжении всего сезона. Текущее управление осуществляется в период подготовки и в ходе отдельного соревнования или встречи. По отношению к долговременному текущее управление носит подчиненный характер.

Цель долговременного управления — подведение команды к пику спортивной формы к моменту наиболее важных соревнований. Поэтому все соревнования в сезоне подразделяют на контрольные, подводящие и основные.

Контрольные соревнования рассматривают как средство выявления уровня готовности. По их итогам вносятся изменения в подготовку и избранную тактику игры

Подводящие соревнования служат средством приобретения соревновательного опыта и подведения к пику спортивном Для того чтобы решить эту задачу, необходимо последовательно играть со все более сильным соперником. В этих соревнованиях обыгрывают весь состав команды, опробуют тактический арсенал и собирают сведения об игре предполагаемых соперников.

В основных соревнованиях ведущую роль приобретает оперативное руководство. В его задачи входит:

1) сбор информации о противнике;

2) разработка тактического плана игры;

3) подготовка команды к творческой реализации этого плана;

4) непосредственная подготовка спортсменов к участию в предстоящем соревновании;

5) руководство действиями команды в ходе соревнования;

6) сбор информации о действиях своих игроков и игроков соперника;

7) анализ результатов соревнования (по материалам наблюдений);

8) восстановление психических и физических сил после соревнования.

Педагогическому контролю подвергается:

1) отношение спортсменов к участию в соревнованиях, где выявляются особенности поведения перед встречей, во время нее и после ее окончания;

2) выполнение тактического плана игры, где определяется качество решения тактических задач, выполнение игровых функций, творческий характер игровых действий;

3) эффективность соревновательной деятельности;

4) переносимость соревновательных нагрузок (по ряду внешних признаков и по данным специальных обследований в период восстановления).

Педагогический контроль в процессе управления соревновательной деятельностью полностью основывается на систематическом и обширном сборе информации, осуществляемом до, в период и после соревнования. В качестве ведущего метода используют педагогические наблюдения.

Сбор информации — отправной пункт для разработки тактического плана поединка с предстоящим соперником. Для этого необходимо наблюдать за его выступлениями. Если увидеть соперника) не удается, то можно частично восполнить этот пробел рассказами очевидцев, изучением записей о прошлых встречах с ним и т. п.

Тактический план представляет собой выбор определенной игровой модели, в которой устанавливают тактические системы и порядок их использования в игре, определяют индивидуально наиболее целесообразные формы тактических действий, предусматривают возможные контрприемы в ответ на применение противником отдельных тактических средств.

Подготовка спортсменов к творческой

реализации тактического плана складывается из установки на игру и проведения «модельной» тренировки.

Установка проводится на собрании команды. В ней указываются значение встречи, характеристика команды, используемые тактические системы, частные задачи и характер действий игроков, а также состав и возможные замены игроков.

После установки (если позволяют условия) проводят «модельную» тренировку, в ходе которой опробовают избранные тактические

варианты ведения игры.

Непосредственная подготовка спортсменов к участию в соревновании предполагает проведение: индивидуальных бесед со спортсменами, в которых разбираются детали плана и оказывается определенное психологическое влияние (возбуждающее или успокаивающее); разминки (индивидуальной или командной) под контролем тренера; «настраивающей» инструкции перед выходом на площадку.

Руководство действиями спортсменов в ходе соревнования особо важно. Однако из-за психической напряженности тренеру довольно сложно оперативно управлять ходом соревновательной борьбы. Здесь нужны хладнокровие, быстрота реакции, решимость и точный расчет.

Влияние тренера выражается в изменениях тактического плана ведения игры, использовании более эффективных средств тактической борьбы, в своевременном взятии перерывов, проведении замен и инструкциях спортсменам. Далеко не всегда решения тренера основываются на точной оценке ситуации. Чаще всего они интуитивны и опираются на соревновательный опыт педагога, его способность предугадывать ход поединка.

Сбор информации в процессе соревнования — необходимое условие эффективного руководства. Она нужна для срочной и итоговой оценки действий каждого игрока и всей команды. Для этого используют разнообразные методы педагогических наблюдений, обязательно фиксируя игровые действия участников. Удобно прибегнуть к техническим средствам: видеозаписи, киносъемке, магнитофонной записи.

Существует несколько форм записи игровых действий:

— статистическая,

— графическая,

— стенографическая.

Запись лучше вести не самому тренеру, а его помощнику или подготовленному участнику.

Статистическая запись предполагает учет использованных игроком приемов и их результативности (количество ударов, бросков, потерь и овладений мячом и т. д.). Ее основное достоинство — простота ведения и быстрота анализа информации.

Графическая запись предполагает фиксацию в определенных формах применяемых игровых действий (точки ударов и бросков, их направление, типовые комбинации и основные направления передач). Достоинство этого метода - наглядность тактического рисунка игры.

Стенографическая запись наиболее полно отражает ход спортивной борьбы. Условными знаками фиксируют действия игроков (с мячом) одной или обеих команд. После обработки можно получить и индивидуальные, и общекомандные характеристики, восстановить весь ход борьбы.

После окончания игры (на следующий день) обязательно нужно проводить ее разбор на основе анализа обработанных результатов записи или протокола соревнования. Здесь отмечают степень выполнения тактического плана, результативность действий спортсменов, выполнение ими тактических заданий, ошибки, допущенные в ходе игры. Завершают разбор постановкой задач на последующие соревнова­ния.

Наши рекомендации