Психологическая подготовка как фактор совершенствования профессиональной подготовки сотрудников УИС
Содержание служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) определяется большим объемом поставленных перед ними задач, выполнение которых осложняется различными внешними и внутренними факторами: элементы внезапности (ситуации, требующие принятия быстрых решений в ограниченное время); противодействие администрации со стороны отдельных представителей спецконтингента, потенциальная готовность к применению оружия или физической силы и др. Все это предъявляет высокие требования к сотруднику, который должен выполнять по отношению к спецконтингенту воспитывающие и обучающие функции. В специфических условиях УИС значение психологических факторов в деятельности личного состава подразделений весьма существенно. Нами определяются ведущие факторы (внешние, внутренние), влияющие на психологическое состояние сотрудников, способствующие повышению эффективности и продуктивности деятельности.
К внешним факторам относятся физические, материально-бытовые, социально-групповые обстоятельства и др., определяющие постоянную психологическую готовность сотрудников. К внутренним факторам нами отнесены личные впечатления, воспоминания, переживания, помыслы, намерения сотрудника и т.д., определяющие его ситуативную готовность к действиям. Названные факторы постоянно оказывают психологическое влияние на деятельность сотрудника, и при неблагоприятных воздействиях на его личность могут способствовать росту уровня психической напряженности, способствуя снижению продуктивности его общения с представителями спецконтингента, взаимодействия с коллегам по работе.
В современных условиях психологическая подготовка является важной составной частью всесторонней подготовки сотрудника к практической деятельности в особых условиях, но в уголовно-исполнительной системе еще не сложилась целостная система психологической подготовки сотрудников. В настоящее время она сотрудников осуществляется зачастую стихийно, недостаточно методических психологических разработок по организации и проведению учебных занятий с личным составом, недостаточно опытны сами преподаватели, проводящие такого рода занятия.
Разрабатываемая в специализированном учебном центре (подразделении) система морально-психологической подготовки сотрудников должна: обеспечивать единый подход; иметь общую направленность, последовательность; учитывать групповые, индивидуальные особенности личного состава и специфику конкретной должности; максимально полно использовать учебно-воспитательную, культурно-массовую работу в интересах популяризации психологических знаний.
Современные условия предъявляют высокие требования к уровню морально-психологической подготовленности каждого сотрудника УИС. Рассчитывать на автоматическую реализацию этих требований в ходе служебной подготовки нельзя. Психологическая подготовка сотрудников должна стать объектом постоянного внимания руководства, быть системной и плановой. Психологическую подготовку необходимо проводить в неразрывной связи с другими видами боевой, служебной и профессиональной подготовки личного состава. Это обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Первое. Психологическая подготовка личного состава подразделения осуществляется и в системе боевой, служебной и профессиональной подготовки, которая формирует уверенность в действиях, силу воли, решительность, направленность на выполнение поставленных задач, т.е. ведущие психологические качества сотрудника, составляющие основу для дальнейшего развития личности сотрудника. Поэтому ошибочно считать, что психологическая подготовка сотрудников может осуществляться только на специальных занятиях по психологии.
Второе. Психологическая подготовка – не самоцель, она призвана обеспечить, наряду и вместе со служебной подготовкой, успешное решение поставленных задач.
Однако сказанное вовсе не означает, что психологическая подготовка личного состава утрачивает свою относительную самостоятельность, не имеет своих, специфических задач. Было бы ошибочным отрицать своеобразие психологической подготовки, отказаться от использования специальных мер, поиска специальных форм, методов, приемов ее осуществления. Но в каких бы формах ни осуществлялась психологическая подготовка личного состава (в комплексе с другими видами подготовки или отдельно), она направлена на формирование личности сотрудника, способного эффективно выполнять свои профессиональные задачи.
Психологическая подготовка сотрудников должна способствовать решению определенных психологических задач.
Первая подгруппа задач, реализуемых в ходе психологической подготовки личного состава, направлена на формирование у сотрудника таких качеств, которые позволят ему эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях, обусловленных высоким уровнем физических и моральных нагрузок на личность.
Это статико-динамические задачи психологической подготовки личного состава. Чрезвычайные ситуации характеризуются сильными и значимыми для личного состава раздражителями: опасность, ответственность, звуковые и иные раздражители. В связи с этим задача состоит в формировании у сотрудников высокой устойчивости психики в целом и, прежде всего, эмоционально-волевой устойчивости к воздействию сильных стрессогенных факторов чрезвычайной обстановки, в формированию толерантного отношения к происходящему (хладнокровие, стойкость, умение совладать с собственными эмоциональными состояниями, принять и понять другого).
Очевидно, что решению указанных задач будет способствовать такая организация процесса служебной подготовки личного состава, при которой создается психологическая модель ситуаций, характеризующаяся сильными и соответствующими чрезвычайной ситуации физическими помехами для деятельности (звук, свет и др.) и повышенной ответственностью, требовательностью, сильным морально-психологическим воздействием на сотрудников факторов социальной среды. Систематическое проведение занятий, тренировок, учений в таких условиях вырабатывает механизмы адаптации психики и формирует соответствующую помехоустойчивость психики сотрудников.
С другой стороны, для многих видов служебной деятельности характерными являются действия сотрудников в условиях монотонии, гиподинамии. В связи с этим важно вырабатывать устойчивость психики к воздействию и таких факторов служебной деятельности.
Рассмотренные факторы служебной деятельности выступают своеобразными помехами в решении служебных задач, поэтому задача психологической подготовки может быть определена как формирование высокой помехоустойчивости психики сотрудников, сплоченности коллективов, их готовности к действиям в экстремальной обстановке.
Повседневная служебная деятельность характеризуется высокой динамичностью, изменяемостью ситуации, что требует от психики сотрудников способности быстро перестраиваться в соответствии с обстановкой. Психика человека характеризуется определенными адаптационными возможностями, которые необходимо развивать на специальных занятиях. Задача психологической подготовки сотрудников состоит, таким образом, в формировании высокой стрессовой устойчивости, переключаемости, гибкости психики каждого сотрудника. Чем более стрессоустойчива и более подвижна (мобильна) психика сотрудников, тем успешнее и с большей надежностью они будут действовать в экстремальных, нестандартных обстоятельствах, характеризующихся сильным психологическим воздействием на личность.
Не только чрезвычайные ситуации, но и повседневная деятельность сотрудников сопряжена с длительным перенапряжением духовных и физических сил. Это предъявляет особые требования к их выносливости, способности переносить длительные перегрузки, преодолевать трудности. Высокая выносливость психики сотрудников не возникает сама по себе, а является результатом систематического и целеустремленного проведения учебных занятий, учений, тренировок, служебной деятельности в целом.
Вторую подгруппу частных задач психологической подготовки личного состава к эффективным действиям в сложной обстановке составляют задачи содержательного характера, формирующие:
- доверие к своему руководителю или командиру, уверенность в их способности оперативно и правильно оценивать возникающие ситуации и принимать обоснованные решения;
- уверенность в своих товарищах, в их надежность, профессиональную подготовленность, готовность к действиям в интересах решения поставленных задач, товарищескую взаимовыручку;
- уверенность в своей профессиональной подготовленности, способности успешно и уверенно действовать в любой обстановке, при решении самых разнообразных задач.
Третью подгруппу задач психологической подготовки составляют задачи методического характера, определяющие:
- подготовку руководителей по вопросам определения психических состояний подчиненных;
- обучение личного состава приемам и способам психической саморегуляции, управление своими психическими состояниями и поведением в целом;
- обучение командного состава оптимальному психологическому воздействию на личный состав в различных условиях деятельности.
Таковы основные частные задачи психологической подготовки личного состава для решения служебных задач.
Общий итог психологической подготовки сотрудников выражается в формировании у них готовности к решительным действиям в ситуациях, сопряженных с повышенным риском, осуществляемым в рамках правового поведения.
Реализация задач по совершенствованию психологической подготовленности сотрудников зависит также от личностных особенностей самих сотрудников.
Традиционно принято считать, что освоение новых знаний человеком должно осуществляться в комфортных условиях, а закрепление полученных знаний и их совершенствование должно осуществляться в сложных условиях.
Высокий уровень психической напряженность, возникающий у сотрудника в сложной ситуации, вызывает фактор опасности. Учебная деятельность, осваиваемая сотрудниками в обычных условиях, отличается от деятельности в чрезвычайной ситуации, прежде всего, меньшим уровнем опасности и уровнем мотивации, направленной на преодоление этой опасности. Фактор опасности в моделируемой чрезвычайной ситуации, воздействуя на психику сотрудника, изменяет и его мотивационную сферу, придает практическую направленность действиям сотрудника, повышает результативность учебной деятельности.
Формирования у сотрудников профессионально важных психологических качеств в процессе служебной подготовки могут осуществляться различными способами, зависящими от уровня методического мастерства преподавательского состава и состояния учебной и материальной технической базы учебного заведения (подразделения).
Например, в основе тренинговой психологической подготовки лежат принципы многократного повторения моделируемого в экстремальной ситуации поведения: внесение в процесс служебной подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных чрезвычайным ситуациям, тренировка выполнения изучаемых приемов и действий, которые могут быть эффективными в подобных условиях.
Таким образом, психологическая подготовка способствует развитию профессионализма сотрудников, разумеется, в том случае, если она проводиться целенаправленно, на высоком методическом уровне, с использованием моделирования различных экстремальных ситуациях, а главная задача специалистов-психологов – разработать и внедрить в учебный процесс систему психологических знаний, направленных на формирование у сотрудника профессионально важных качеств.
А.В. Рогов – начальник МПЛ УФСИН России по Владимирской области