Подготовка сотрудников ОВД к действиям по обеспечению личной профессиональной безопасности

Обеспечение безопасности сотрудников как задача управления

Потери сотрудников при выполнении своего долга и конкретных заданий в опасных ситуациях требуют усиления мер по обеспечению их безопасности.

Для этого, помимо максимально возможного снижения уровня риска, повышения их защищенности разными мерами и средствами, необхо­дима их полноценная личная подготовка к обеспечению собственной профессиональной безопасности и безопасности коллег19.

Личная профессиональная безопасность персонала ОВД — это такое качественное состояние его профессиональной подготовленности и деятельности, при котором уровень профессионального риска не представляет чрез­мерной угрозы для жизни, здоровья и психологической стабильности и позволяет результативно исполнять профессиональные обязанности в опасных условиях. Необходимо выделить корпоративную подготовленность к обеспечению профессиональной безопасности персонала и каждого сотрудника и персональную (личную) — самого сотрудника к самообеспечению безопасности и безопасности своих коллег.

Решение важнейшей задачи обеспечения профессиональной безопасности личного состава требует комплекса мер на разных уровнях. На уровне конкретного ОВД необходимы:

• постановка и решение проблемы обеспечения личной профессиональной безопасности персонала как самостоятельной управленческой задачи;

• обучение руководителей управленческой деятельности, обеспечивающей оптимальное состояние личной профессиональной защищенности персонала (по подчиненности);

• обучение сотрудников обеспечению личной профессиональной безопасности.

Создание системы подготовки сотрудников — это в первую оче­редь управленческая задача. Особое место ее в решении занимает педагогический компонент20.

Система подготовки сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности

Уровень личной безопасности сотрудника в значительной мере зависит от степени его общей профессиональной подготовленности; профессионального опыта, а также от его специальной подготовленности к ее обеспечению. Это подготовленность включает в себя:

• сформированную систему специальных профессиональных установок на обеспечение безопасности;

• усвоение специальных знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности;

• сформированный комплекс специальные навыков и умений, необходимых для обеспечения безопасности;

• наличие профессиональных привычек, способствующих обес­печению безопасности.

Установка на обеспечение личной безо­пасности — постоянная внутренняя нацеленность сотрудника на ее обеспечение при выполнении любых оперативно-служебных, а тем более служебно-боевых задач. Это его постоянная бдительность к риску и опасности, анализ и оценка их уровня в конкретных профессиональных ситуациях (условная безопасность, потенциальная опасность, реальная опасность, ситуация крайнего риска), обученность особым действиям, повышающим безопасность. Отечественный и зарубежный опыт обозначил комплекс таких профессиональных установок, отвечающих принципам самообеспечения личной безопасности.

1. Ожидай неожиданное.

2. Руководствуйся здравым смыслом.

3. Не «разжигай» противника, «гаси» его.

4. Владей: собой, информацией, оружием, ситуацией.

5. Необычное может быть сигналом опасности.

6. Ключ к успеху — подготовка: как научился — так и действуешь в экстремальной ситуации.

7. Прежде чем войти — знай, где выход.

8. Имей план. Особенно — на худший вариант.

9. Знай, что о тебе знают.

10. Избегай шаблона, будь непредсказуем.

11. Не «замерзай» — действуй.

12. Используй свою неудачу.

13. Сделай стресс своим союзником.

14. Не расслабляйся слишком быстро.

15. Избегай «туннельного» видения.

16. Переоценить противника плохо, но еще хуже — недооценить его.

12. Педагогическое обеспечение решения задач в экстремальных условиях 485

17. Верь себе — работай в команде. Первыми погибают одиночки.

18. Храбрость — сестра осторожности.

19. Предотвращенная схватка — выигранная схватка.

Среди профессиональных привычек, способст­вующих обеспечению безопасности, можно назвать привычку сотрудника быть наблюдательным к признакам риска и опасности, внимательным к «мелочами» в вопросах безопасности, обращать пристальное внимание на новое, что появилось в «стандартной» профессиональной ситуации, и тщательно анализировать его (а не отмахиваться, рассчитывая на «авось и «сойдет»), никогда не пре­небрегать мерами безопасности, быть всегда собранным и готовым к мгновенной реакции даже в обычных и внешне безобидных ситуациях и др.

Знание вопросов безопасности — это усвоенные сотрудником сведения об основах экстремальной психологии и пе­дагогики; знание о том, что происходит с человеческим организмом в ситуации стресса; знание латентного периода реакции человека на неожиданно возникшую опасность; знания о профессиональных ситуациях, потенциально содержащих риск, о признаках их прояв­ления; о средствах маскировки преступниками своих агрессивных намерений и подготавливаемых действий; о нормативных требова­ниях к действиям в профессиональных ситуациях; о комплексе педагогических положений по обеспечению личной безопасности; знание наизусть описанных выше принципов и др.

Что касается навыков и умений обеспечения личной безопасности, то они отличаются у сотрудников разных ОВД и подразделений, однако есть и ряд общих. Например, простейшие навыки поведения при проверке документов и осмотров, наблюдения за человеком при проверке и психолого-педа­гогической диагностике его особенностей, при определении по внешним признакам подготовки проверяемого к внезапному действию, заряжения и разряжения оружия, пользования приемами самозащиты, использования оружия, саморегуляции эмоционально-психологического состояния в ситуации стресса и др.21

Общую и специальную структуру рассматриваемой подготовленности можно схематически изобразить в виде «Звезды выжива­ния» (рис. 12.6). Это интегративный символ, объединяющий спо­собность к обеспечению личной безопасности с общим уровнем профессиональной подготовленности сотрудника. Например: «тактика» — это не только тактика, методы и т.д. обеспечения личной безопасности, но и владение тактикой, методами и т.д. профессиональной деятельности; «интеллект» — это не только владение спе­циальными знаниями, необходимыми для обеспечения безопасно­сти, но и необходимый комплекс профессиональных знаний, способность к самостоятельному профессиональному мышлению, при­нятию решений и т.д.

Тактика

Интеллект

Физическая подготовленность

Цель

Крепкие нервы

Владение оружием, экипировка

Рис. 12.6. «Звезда выживания»

Формирование у сотрудников подготовленности к обеспечению личной безопасности — самостоятельное направление их профессиональной подготовки. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наиболее эффективно основы такой подготовленности закла­дываются в процессе обучения, повышения квалификации и переподготовки в образовательном учреждении при включении вопро­сов обеспечения личной безопасности во все базовые курсы, а также проведении спецкурсов22, что оправдало себя на практике:

• проведение циклов занятий в системе служебно-боевой подго­товки непосредственно в практических органах;

• специальное обучение отдельных категорий сотрудников (на­пример, спецподразделений) тактике и методам обеспечения личной безопасности с учетом особенностей решаемых ими задач или стоящей в данный момент задачи;

• инструктирование по вопросам обеспечения личной безопасности при даче служебных поручений, содержащих потенци­альный риск;

• рассмотрение этих вопросов при подведении итогов выполнения заданий, а также по итогам работы за определенный срок (например, в конце недели и начале следующей);

• индивидуальная работа, особенно с молодыми сотрудниками;

• включение вопросов обеспечения безопасности персонала ОВД в систему изучения, обобщения и распространения положительного опыта;

• разработка специальных практических пособий, рекомендаций, памяток по вопросам обеспечения личной безопасности для персонала и членов семей сотрудников.

При подготовке сотрудников к действиям по обеспечению личной безопасности важно соблюдение следующих частных педагогических принципов:

• регулярность подготовки;

• конкретность обучения;

• образность обучения;

• доказательность обучения;

• алгоритмичность обучения (отработка определенных моделей действий по обеспечению безопасности в различных ситуациях);

• побуждение и обучение самостоятельному совершенствованию методов и приемов обеспечения безопасности;

• обучение разработке собственных индивидуальных приемов обеспечения безопасности;

• развитие специальных качеств;

• воспитание специальных привычек;

• единство обеспечения личной безопасности и безопасности своих товарищей;

• незаконченность подготовки (формирование установки на постоянное совершенствование собственной тактики и методов обеспечения безопасности).

Высшим уровнем подготовленности к обеспечению профессиональной безопасности сотрудников является такое состояние коллектива ОВД, когда персонал сам способен ставить конкретные задачи по выработке тактики и методов обеспечения общей и личной безопасности и решать их. Соответственно каждый член такого коллектива должен быть способен обеспечивать личную безопасность и безопасность коллег и уметь постоянно совершенствоваться в этом23.

Наши рекомендации