Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях

Формирование психологической готовности должно обеспечиваться посредством целенаправленного и систематизированного комплекса мероприятий, осуществляется в пределах психолого-педагогического процесса в органах и подразделениях. Основными задачами психологической подготовки следует считать:

1) воспитание чувства долга, ответственности;

2) обеспечение личного состава системой знаний и представлений об особенностях и условиях деятельности, их требования к личности;

3) формирование у работников умений и навыков выполнения служебных обязанностей в напряженных и сложных условиях;

4) развитие эмоционально-волевой устойчивости, способности к эффективной саморегуляции при осложнении ситуации;

5) формирование умений реально оценивать уровень своей подготовленности к выполнению профессиональных задач, прогнозировать результаты деятельности, корректировать свои поступки.

Психологическая подготовка осуществляется в три этапа: 1) заблаговременного формирования готовности к действиям в экстремальных условиях; 2) непосредственного формирования готовности к действиям в экстремальных условиях; 3) поддержание готовности в процессе выполнения сложной задачи.

Заблаговременное формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях предусматривает формирование "психологической надежности", то есть таких качеств, как уверенность в себе и своей подготовленности, в своих коллегах, целеустремленность, самостоятельность при принятии решения, самообладание, умение управлять своими эмоциями и др. В процессе такой подготовки усваиваются знания о возможных вариантах развития напряженных ситуаций, их сущность и адекватные варианты реагирования, приобретаются соответствующие умения и навыки. Нужно также знать о причинах возникновения и особенности течения разновидностей экстремальных ситуаций, в том числе таких массовидный явлений, как митинги, демонстрации, панический и агрессивную толпу и тому подобное. Состояние готовности определяется правовой образованностью, правильным пониманием своих задач и обязанностей, знанием порядка несения службы и правил применения оружия и специальных средств. Необходимо научиться прогнозировать и учитывать вероятность неблагоприятного воздействия на психику таких факторов: наличие большого количества возбужденных людей, эмоциональное состояние которых невольно передается работникам: агрессивные или унижающие достоинство высказывания и действия отдельных граждан, определенной группы; провоцирующие на несанкционированное применение силы действия; внезапность, неожиданность осложнения ситуации; риск, обусловливающих опасность для здоровья и жизни; повышенная ответственность за последствия своих действий; внутренний конфликт между желанием избежать опасности и необходимости выполнять профессиональные обязанности; страх ошибки и наказании за нее.

Этап непосредственного формирования готовности к выполнению сложных задач заключается в моделировании условий будущей деятельности и создании так называемого "предстартового состояния", обсуждении оптимальных действий и их последовательности. Практика показывает, что чем точнее и полнее представление о следующем развитие ситуации, тем более адекватные методы и средства реагирования лицо выбирает в необходимый момент (например, перед задержанием вооруженного преступника изучается план местности, расположение помещений в доме или квартире, пути проникновения в помещение или его блокировки, согласуются действия участников группы).

О разнообразии психических состояний и реакций работников перед сложными, рискованными событиями свидетельствуют результаты проведенных нами исследований: у половины из них сохраняются нормальные психофизиологические и психологические показатели, около 30% -видчувають напряженность И неуверенность, у остальных наблюдаются признаки сильного волнения и тревоги, до проявлений неупорядоченной активности или чрезмерной скованности. В последнем случае актуальной становится предостережение относительно их возможности вообще выполнять поставленные задачи.

Как ранее уже отмечалось, психологическую напряженность лица значительно усиливает неопределенность и возможная багатовари-антнисть развития ситуации-значит, на этом этапе приобретает особую значимость своевременная и качественная (непротиворечивая) Информация о ходе событий, которая в дальнейшем позволит принять правильное решение.

Наряду с отработкой конкретных индивидуальных и совместных действий нужно уделять внимание тренировке навыков восприятия обстановки и изменений в ней, прогнозированию действий противника, распределения и концентрации внимания, оперативном запоминанию, формированию эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, упорства в достижении цели.

Наиболее существенными показателями готовности на данном этапе является целенаправленная змобилизованисть личности, актуализация опыта поведения в аналогичных обстоятельствах, концентрация на задаче и путях его реализации, установка на максимально рациональное направление своих сил на преодоление трудностей и достижение положительного результата.

Состояние готовности зависит от многих объективных и субъективных причин, в частности, мотивов поведения и отношение к требованиям следующего задания и своих возможностей. Положительное отношение побуждает интерес, познавательную активность, эмоционально-волевой подъем; при нейтральном (пассивном) или отрицательном отношении подготовительные действия требуют большого напряжения, поскольку возникает дополнительная необходимость в преодолении барьеров негативных эмоций. При отсутствии мотивов "на дело" работник начинает руководствоваться вузькоособистиснимы стремлениями и соображениями, игнорируя интересы коллектива, а в результате -и свои собственные. Имеет значение также наличие опыта, индивидуальные особенности личности и результативность психологической подготовки на предыдущем этапе.

Готовность к действиям в напряженных ситуациях на этапе непосредственной подготовки к выполнению сложной задачи достигается за счет целенаправленного и последовательного воздействия на работников по следующим направлениям: 1) проведение воспитательных мероприятий: 2) обсуждение содержания задания, ознакомление с обстоятельствами и особенностями будущих действий; 3) организация упражнений и тренировок; 4) активизация самонастроености на успешные действия.

При проведении воспитательных мероприятий необходимо акцентировать внимание на зависимость общего успеха от сплоченности коллектива, точности и своевременности выполнения своих обязанностей каждым участником; акцент на чувстве ответственности, формировать установку на безусловное выполнение поставленной задачи, уверенность в успехе; популяризировать примеры профессионального мастерства, взаимовыручки, изобретательности. Особой заботы требуют работники, у которых ранее были служебные неурядицы или эмоциональные срывы. Отрицательные эмоции могут сохраняться в течение длительного времени и влиять на деятельность в новой обстановке, поэтому им следует помочь проанализировать причины ошибок, порекомендовать, как наиболее оптимально вести себя в дальнейшем. Нельзя обойти вниманием и слишком уверенных в себе людей, которые недооценивают сложность следующего задания. Воспитательная работа с ними должна быть направлена на создание адекватной самооценки, актуализацию чувство ответственности.

При ознакомлении с обстоятельствами будущих действий проводится разъяснение сущности задачи, словесное или наглядное ознакомление с его объективными факторами, помогает определить ближайшие и дальнейшие цели деятельности, реально оценить возможные трудности, обсудить оптимальные варианты поведения, спланировать свои действия и действия группы в целом.

Состояние непосредственной готовности формируется и закрепляется с помощью тренировок и специальных упражнений: решаются ситуационные задачи, моделируются ситуации, приближенные к реальным. Несмотря на некоторую условность, такая работа помогает создать мысленно модели последующей деятельности. Конечно, в таких "проигрывания" содержатся противоречия: кроме их безусловно полезного результата в виде нейтрализации фактора неожиданности как основного стрессора напряженной ситуации, прогнозирования поведения в будущей экстремальной ситуации может вызвать чувство тревожного ожидания, страха и др. Поэтому параллельно с тренировками необходимо самомобилизация и настроенность на выполнение задания, применение специальных приемов регуляции эмоциональных состояний.

Выделение этапа поддержания готовности в процессе выполнения сложной задачи обусловлено высоковероятной изменениями ситуации, возникновением новых проблем и препятствий, с которыми нужно дополнительно приспособиться. К тому же, специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов предусматривает иногда длительное ожидание опасности, которое порождает скуку, сонливость, угнетение или чрезмерное возбуждение, аффективные вспышки. При наступлении экстремальной ситуации такие негативные состояния приводят к нарушению протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов и наступления нежелательных результатов.

Готовность в процессе выполнения сложной задачи может поддерживаться с помощью: 1) управленческого воздействия руководителя на подчиненных; 2) применение методов саморегуляции.

Эффективность управленческого воздействия определяется, прежде всего, качеством и своевременностью поступления оперативной Информации. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что регулярное поступление информации позволяет специалисту в течение длительного времени находиться в состоянии «активного оператора", когда существенно нивелируется негативное влияние ситуации и сохраняется высокая работоспособность. Кроме того, существенное значение имеет активизация мотивации "на дело", в том числе и из-за влияния на групповые настроения, установки, цели и контроль за деятельностью и самочувствием каждого работника (выборочный, фронтальный и ДР.). В отдельных случаях, когда позволяют условия, а выполнение задания предусматривает длительное ожидание с понижением мышечного тонуса, полезно проводить специальные упражнения, применять ритмичную музыку и тому подобное.

Следует помнить, что в экстремальных ситуациях между восприятием обстановки и действием - иногда даже не минуты, а секунды. Поэтому целесообразно предварительную обработку и применение формул внутреннего контроля и самомобилизации: "Оружие к бою! Внимание! Собраться Я готов!" и др. Такие команды подбираются индивидуально, но с соблюдением общих требований-они должны быть короткими, категоричными, сформулированными в настоящем и легкими для запоминания.

Специалисты, работающие в уго­ловно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей - охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психоло­гов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении. Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, сносных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремаль ними. Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют: хваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д. Однако в большинстве исследований отмечают и сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная. Один из основных факторов - скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще - условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики - только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка».

Первый экстремальный фактор -контингент осужденных. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправитель­но-трудовой колонии и концентрации в пей рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «на­копление» осужденных с высокой кри­миногенной опасностью.
Второй экстремальный фактор - изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы. Территория их жизнедеятельности ог­раничена колонией и часто поселком, в котором они проживают.

Третий экстремальный фактор - низ­кая престижность профессии, клеймо сатрапа. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них. В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.

Термин «девиация» применяется в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной вели­чины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, ко­торые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.

Профессиональная девиация состо­ит в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера из­менениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приво­дит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация -это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профес­сиональной деятельности.

Рукоприкладство, грубость, примене­ние спецсредств без должной необходимости - это крайние формы проявления профессиональной деформации.

Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформа­ции, когда встает вопрос о профессиональной пригодности работника ИТУ вообще.
Причинами такой деформации явля­ются частое взаимодействие (по роду службы] с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Личност­ная деградация возникает как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев мож­но говорить уже о профессиональной де­формации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «ог­рубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях.

Экстремальные условия объектив­но содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воз­действие на сотрудников УИС.

Выделяют следующие группы факторов:
- экстремально психологические;
- экстремальные морально-психо­логические;
- экстремальные профессиональ­но-психологические

Деформирующее влияние на лич­ность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфичес­кая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы, такие, как закрытость испра­вительных учреждений; идентификация сотрудниками себя с «властью», а осуж­денных с «невольниками»; постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой [особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях]; стрессовость профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; высокий уровень эмоционального напряжения в общении.

Таким образом, деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфлик­тных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстре­мальных условиях.

Наши рекомендации