Психологическая подготовка сотрудников МЧС

Психологическая подготовка - процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду
деятельности или выполнению задачи. Психологическая подготовка к
выполнению конкретной задачи — это воздействие на личность, группу с
целью настройки на ее выполнение и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений,
способностей, других качеств в процессе предстоящей деятельности.

Психологическая подготовка сотрудников МЧС России – система
целенаправленных воздействий, деятельность руководителей, имеющая
целью формирование и закрепление у спасателей психологической
готовности и устойчивости преимущественно на основе
самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств.

Цель такой подготовки - формирование у них готовности действовать профессионально, грамотно, четко, с высокой
работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Основные задачи психологической подготовки:

- повышение психологической устойчивости сотрудников к действию
стресс-факторов, типичных для проведения надзорной деятельности;

- развитие у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых условиях работы;

- эффективное выполнение сотрудниками функциональных обязанностей.

Психологическая подготовленность существенно повышает
профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической
подготовленности в системе профессионального обучения

Психологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание
психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:

· формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

· совершенствование и развитие навыков и умений установления
психологического контакта с различными категориями граждан;

· совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

· формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях;

· развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

· подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Профессионально значимые познавательные качества обеспечивают
эффективность познавательной деятельности сотрудников. К таким
качествам относят профессиональную чувствительность, восприятие,
наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные
упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил
повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления
психологического контакта с различными категориями граждан также весьма значимы для психологической подготовки. Деятельность инспекторов
надзорной деятельности дел немыслима без постоянного общения с
различными категориями граждан (при проведении проверок, при обращении граждан и .д.). В ходе психологической подготовки сотрудники должны
овладеть системой методов и приемов установления психологического
контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение
выслушивать людей. Психологическая подготовка предполагает усвоение
сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

Необходимо развивать и совершенствовать умения применять
психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных
ситуациях общения с гражданами. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов
психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны
вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения.

Психологическая устойчивость, умение владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности рассматриваются как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая
проявляется в способности личного состава не поддаваться воздействию
негативных обстоятельств.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности,
обучение личного состава приемам саморегуляции и самоуправления также является неотъемлемой частью психологической подготовки. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных
ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных
эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность,
стойкость к неудачам, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе также необходима и
целесообразна, поскольку деятельность сотрудников отдела надзорной
деятельности характеризуется тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным
нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это, в свою очередь, сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности.

Заключение

Формирование личности сотрудника МЧС - это сложный процесс
превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое выбрало для себя работу в Министерстве. Огромное значение в формировании личности сотрудника МЧС имеет
учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и
профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд
человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты
познания в практике.

Наши рекомендации