Компетентностный подход как основа совершенствования профессиональной подготовки обучающихся в педвузе

Актуальной задачей высшего образования сегодня становится практическая реализация компетентностного подхода и осуществление трехступенчатой системы обучения (бакалавриат, магистратура и докторантура). Следовательно, стране требуется специалист, который готов проявлять активность в меняющихся условиях, способный к самостоятельному анализу ситуации, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому обучающийся после окончания педагогического вуза должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и как будущего специалиста. При этом возникает вопрос о связи компетенций бакалавра и магистра и обеспечении преемственности в овладении компетенциями разных уровней. Важное место, наряду с формированием профессиональных знаний и умений по специальности в подготовке обучающихся должна занимать задача развития научно-исследовательской компетентности, непрерывно, на протяжении всего процесса обучения в вузе, что требует новых подходов к разработке содержания и реализации фундаментальной подготовки бакалавров и магистров.

Цели и основные задачи образования на основе компетентностного подхода отражены в Государственном общеобязательном стандарте высшего и послевузовского образования, разработанного в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», устанавливающий требования к содержанию образовательных программ бакалавриата и магистратуры, образовательной траектории обучающихся, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности обучающихся и академической степени [1]. По ГОСО высшего и послевузовского образования в содержании образовательной программы предусмотрено, что все физические дисциплины входят в блок профилирующих дисциплин (ПД), состоящий из обязательного компонента (ОК) и компонента по выбору (КВ). Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов первого и второго уровня и выражаются через компетенции, как на уровне всей программы, так и на уровне модуля и отдельной дисциплины.

Решение данного вопроса предполагает анализ, с одной стороны, фундаментальности подготовки обучающихся, которая обеспечивает повышение уровня профессиональной компетентности, умения творчески мыслить и адаптацию к новым ситуациям; с другой стороны, объективно существующих, но по-разному проявляющихся у каждого обучаемого потребностей, интересов, индивидуальных особенностей и психологических возможностей. Следовательно, дальнейшая направленность на опережающий характер фундаментальной университетской подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, с учетом теоретического и практического опыта и прогрессивных тенденций социально-экономического развития с использованием новых информационных и коммуникационных технологий обучения, обеспечивающие активизацию творческой деятельности, становится актуальной.

Компетентностный подход является системным и междисциплинарным; характеризуется личностным и деятельностным аспектами, имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Рассматривая компетентностный подход как основу совершенствования профессиональной подготовки обучающихся в педвузе в процессе непрерывной подготовки важно использовать комплекс взаимосвязанных разноуровневых исследовательских задач, необходимых для овладения основными исследовательскими компетенциями. Однако формирование исследовательской компетентности следует рассматривать как сложный многоуровневый динамичный процесс, протекающий поэтапно. имеющий различные аспекты, которые должны изучаться взаимосвязано на всех уровнях подготовки специалиста в педвузе. Согласно содержанию образовательных программ бакалавриата и магистратуры формирование исследовательской компетентности должно строиться на основе профессиональных знаний, умений, навыков и отношений к педагогическому труду в процессе усвоения фундаментальных предметных знаний, выделяющих те способы и приемы их исполнения и применения, от которых в наибольшей степени зависит успешность обучения предмету специальности физика. Наличие фундаментальных профессиональных знаний по предмету специальности и умение использования этих знаний для решения практических задач составляет основу предметной компетентности в системе профессиональных компетенций будущего специалиста. В таком случае результаты обучения выраженные через компетенции составляют основу совершенствования профессиональной подготовки обучающихся, которые способны применять полученные знания по специальности и понимать их на профессиональном уровне. Отметим, что основной концептуальной идеей обучения физике в условиях реализации компетентностной модели образования является акцент на элементах содержания данного предмета.

Наши рекомендации