Основные закономерности развития психики человека и животных

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем.

1. Психика и среда – чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Существование живых организмов детерминировано условиями среды.

2. Психика и эволюция нервной системы – адекватность отражения зависит от строения органов чувств и н.с. Чем сложнее н.с., тем совершеннее психика.

Существует разница между психикой человека и животного: разница в «языке» животных и языке человека и различия в мышлении. Животные – практическое мышление, человек – абстрактное мышление.

· Человек поступает сознательно

· Человек создает и сохраняет орудия

· Различия в чувствах – сопереживание

· Развитие психики животных по законам биологической эволюции, развитие психики человека по законам исторического развития, высший уровень психики – сознание.

· Роль трудовой деятельности.

По Леонтьеву – не только у человека, но и у животного психика «включена» во внешнюю деятельность и зависит от нее. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного.

Развитие психики – взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой

Проблема развития психики имеет 3 аспекта изучения:

1. возникновение и развитие психики в животном мире

2. возникновение и развитие психики человека

3. развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий

Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы (головного мозга).

Чувствительность возникает на базе раздражимости, чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения, т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.

Важную роль играет взаимоотношение животного с окружающей средой. На стадии элементарной чувствительности – животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного восприятия – отражение в виде целостных образов

Стадия интеллекта – способ решать задачи.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении.

Выделяют врожденные (инстинкт) и приобретенные (навыки) формы поведения. Отсюда следует интеллектуальное поведение, которое является вершиной развития психики животных.

Основные закономерности развития психики человека и животного.

В развитии психики человека и животного много общего, хотя так считали не всегда. До сер 17 в считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физеологическом строении, ни з поведении, ни тем более в происхождении. В 19 в. Ч. Дарвин провел исследования эмоций, внешних реакции и практического мышления. В нач. 20в. были проведены исследования индивидуальных различий темперамента среди животных. В конце 20 в. проводятся исследования, связанные с поиском идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животного.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения, связанный с обучением и воспитанием. За счет этого человек. достигает большего уровня развития, чем животное.

Как человек ,так и животное обладают общими врожденными способностями познавательного хар-ра зрение, слух, осязание и т. д, но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных ф-ий у животного и новорожденного. Эти отличия происходят сразу по нескольким линиям.

1. Познавательные процессы человека обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью; память - произвольностью и опосредованностьго. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни.и развиваются благодаря обучению.

2. Память человека более объемна.Он может запоминать, хранить и воспроизводить огромное кол-во информации, благодаря знаковым системам

3. У человека и у животного присутствует сходство в мышлении. Оба его используют для решенич практических задач в наглядно-действенном плане. Но в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении сущ-ет огромная разница.

4. Первичные эмоции ,и у чел-ка и у жив-го, носят врожденный хар-ер. Однако у чел-ка есть высшие нравственнык чув-ва, кот-ых нет у животных.

5. В мотивации поведения есть немало общего в чисто органических потребностях

6. Спорным остается вопрос о потребности в общении

7. социальные потребности можно обнаружить только у чел-ка. Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животного. В понимании подличои детерминации челов-го поведения необходимо принимать в рассчет природное и социальное начало.

Наши рекомендации